Игры онлайн

Игры по развитию внимания у дошкольников. Игры на развитие внимания

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья и снова с вами Юрий Окунев.
Знаете ли вы, что такое «синдром рассеянного внимания»? По статистике от него страдает около 50% детей в возрасте до девяти лет? Как с этим бороться? Сейчас расскажу.

«Почему ты такой невнимательный?» – в очередной раз сетует мама, ведя малыша в детский сад. Да потому, что намного интереснее разглядывать проезжающие мимо машины, чем смотреть себе под ноги. Вон, из подъезда напротив, выглянула пушистая киска. Ой, она крадется! Смотри, смотри… Воробушка пытается поймать!.. Да мало ли чего еще интересного вокруг!

До пяти лет подобное поведение у ребенка считается нормой в силу особенностей развития мозга. Такой ребенок не рассеян. Наоборот, очень даже сконцентрирован. Просто он не умеет пока управлять своим вниманием. И пристально изучает все…что попадается на глаза.

Рассеянность внимания – это неспособность к длительной концентрации внимания в процессе обучения. Является легким нарушением в работе мозга, поддающимся корректировке.

Но есть еще одна причина детской рассеянности, которая проявляется у старших дошкольников. Переизбыток информации. А вот это весомый повод для беспокойств. Скажете, ерунда? Что у маленьких детей перегрузки не может быть? Хорошо, тогда ответьте на вопрос: а во сколько лет ваш ребенок начал играть на планшете или компьютере? А телевизор разве ваш ребенок не смотрит? Сколько часов в день? Как раз та самая нагрузка и есть.

Способы развития внимания

Внимание поддается тренировке. Развивать его в дошкольном возрасте можно и нужно. Дело в том, что у детей развитие происходит намного быстрее, чем у нас, взрослых. И, конечно, лучше выполнять упражнения в игровой форме, чтоб занятие было не только полезным, но и интересным.

Я выбрал наиболее интересные игры для дошкольников на развитие внимания и сейчас расскажу о них подробней.

В первую очередь, следует развивать произвольное внимание. Это когда занимаешься не тем, что в голову взбредет, а тем, что говорят старшие, даже если не особенно хочется. Постоянно используя игры на внимание, можно добиться хороших результатов, и подойти к первому классу с развитым постоянно-произвольным вниманием, что позволит ребенку с легкостью справляться с программой обучения.

Подвижные игры

Приведу несколько игровых упражнений, которыми можно заниматься как дома, так и на улице:

  1. «Что вижу?». Взрослый смотрит на какой-нибудь предмет, а ребенок должен угадать, на что именно направлен взгляд;
  2. «Сложи на место». Вместо того, чтобы самим убирать раскиданные по полу игрушки, предложите ребенку такое задание. Поставьте перед ним 2-4 коробки, и пусть он рассортирует игрушки по форме, (цвету, материалу), разложив их по разным коробкам;
  3. «Сделай по порядку». Взрослый показывает 3-5 движений, ребенок по памяти в той же последовательности должен эти движения повторить;
  4. «Найди игрушку». Вы прячете какую-нибудь игрушку, а затем рассказываете ребенку, что именно спрятали. Затем ребенок ходит по комнате и пытается отыскать спрятанную вещь, а вы даете подсказки: под зеленым, на розовом, за стеклянным, перед квадратным и так далее.

Карточки с заданиями

Пожалуй, все мы знаем игру «Найди отличия». Прекрасное занятие. Для начала берем 2 картинки с набором явных отличий, которые заметны сразу. Впоследствии задание можно усложнять, доводить количество отличий до 15-20, на более поздних этапах переходя на карточки такого вида:

Дидактические игры

(игры, сделанные своими руками) такие, как:

  • Детское лото и домино;
  • Различные шифровки;
  • Лабиринты и ходилки;
  • Игра «Найди пару»;
  • Игра «Убери лишнее».

Таким образом, у вас дома должна подобраться целая картотека из карточек, которые могут использоваться для разных игр. Она будет полезна тем более, что зрительное внимание ребенка превосходит внимание слуховое, причем многократно. Научно доказан тот факт, что слуховая информация усваивается мозгом взрослого человека лишь на 20%, в то время как зрительная (в виде картинки или схемы) – уже на 60%. Это, на минуточку, взрослый человек! А что уж говорить про ребенка?

Кстати. Можете прямо сейчас пригласить своего ребенка к монитору и сыграть в игру на внимание

Вы скажете – все это сложно!

Делать тысячу каких-то карточек, потом заниматься… А можно что-нибудь попроще?
Конечно, можно!

Как насчет тренажера в режиме On-line?

Я использую сервис Викиум (Wikium) , разработанный российскими учеными. Множество развивающих игр, простые и то же время действенные методики, которые интересны каждому от дошкольника до пенсионера. Можно играть семьей.

Есть игры, специально ориентированные на развитие концентрации внимания. Для тех, кто хочет основательно поработать над собой, создан курс, который так и называется «Развитие внимания».
Вообще, сервису Викиум я посвятил отдельную

Я рекомендую тренажер Wikium всем: детям, их мамам и папам, бабушкам, дедушкам. Сайт интересный, затягивает. А развивать мозги полезно в любом возрасте. Особенно рекомендую родителям дошкольников старшего возраста, будущих первоклассников.

На этом я прощаюсь. Подписывайтесь на новости блога, приглашайте друзей, делитесь новыми впечатлениями. До встречи! Юрий Окунев.

В этой статье мы поговорим о развитии у детей такого жизненно важного качества, как внимание. Наверное, не нужно объяснять, что внимание необходимо нам не только для получения новых знаний в школе и институте, но и для выполнения обычных каждодневных действий. Согласитесь, не владеющий в достаточной мере концентрацией и переключением внимания человек просто не сможет, например, перейти дорогу.

Развивать внимание у детей можно и нужно с самого раннего возраста. Делать это рекомендуется с помощью игры и интересных, увлекательных для ребенка упражнений. Играя, дети быстро учатся, так что если вы с ребенком ежедневно будете посвящать немного времени развивающим внимание играм, прогресс не заставит себя долго ждать.

Игры на внимание для детей должны быть разнообразными и направленными на развитие разных свойств внимания: концентрации, устойчивости, избирательности, распределения, переключаемости и произвольности. Мы предлагаем вашему вниманию несколько примеров игр и упражнений для улучшения некоторых свойств внимания.

Подвижные игры на внимание

  1. «Зоопарк» (способствует развитию переключаемости и распределения внимания). Ведущий включает музыку. Пока звучит музыка, дети идут по кругу, будто прогуливаясь по зоопарку. Затем музыка затихает, а ведущий выкрикивает название какого-либо животного. Дети должны «остановиться у клетки» и изобразить это животное. Например, при слове «заяц» - начать прыгать, при слове «зебра» - «бить копытом» и т.д. Игра веселее проходит в группе детей, но в нее можно играть и с одним ребенком.
  2. «Съедобное-несъедобное» (известная игра практически для любого возраста, развивающая концентрацию и переключаемость внимания). Один участник произносит задуманное им слово и бросает мяч другому. Если слово означает съедобный предмет – мяч нужно поймать, если несъедобный – ловить нельзя. Можно играть в эту игру вдвоем и вести счет, а можно играть группой, на выбывание (это усложненный вариант, так как никто не знает заранее, кому будет брошен мяч).
  3. «Овощи-фрукты» (развивает избирательность и переключаемость внимания). Ведущий выкрикивает названия овощей и фруктов, дети-участники должны при слове, означающем овощ, присесть, а при слове, означающем фрукт – подпрыгнуть. Темы называемых предметов могут быть разными (звери-птицы, деревья-кустарники), условные движения – тоже (хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх и т.д.).

Игры на развитие слухового внимания

  1. «Испорченный телефон» - простая и всем известная игра на развитие слухового внимания. Загаданное слово передается шепотом на ухо по кругу, пока не вернется к загадавшему игроку, или по шеренге (тогда последний игрок громко произносит полученное слово).
  2. «Корова с колокольчиком» . Дети становятся в круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре. Дети передают друг другу колокольчик, звоня в него. Затем по команде взрослого: «Колокольчика не слышно!» ребенок, у которого в руках оказался колокольчик, перестает звонить. На вопрос взрослого: «Где корова?» водящий должен рукой указать направление, откуда в последний раз слышал звон.
  3. «Слушаем слова» . Нужно заранее договориться с ребенком (детьми), что водящий (взрослый) будет произносить самые разные слова, среди которых будут встречаться, например, названия животных. Ребенок должен успеть хлопнуть в ладоши, когда услышит эти слова. Можно в процессе игры менять тему заданных слов и движение, которое должен совершить ребенок, а также усложнять игру, сочетая 2 и более тем и, соответственно, движений.
  4. «Нос-пол-потолок» . Ведущий называет в разном порядке слова: нос, пол, потолок и совершает соответствующие движения: дотрагивается пальцем до носа, показывает в потолок и в пол. Дети повторяют движения. Затем ведущий начинает путать детей: продолжает произносить слова, а движения делать то правильно, то неправильно (например, при слове «нос» показывает в потолок и т.д.). Дети должны не сбиться и показывать правильно.

Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания

  1. «Ладошки» . Играющие садятся в ряд или в круг и кладут ладони на колени соседей (правую – на левое колено соседа справа, левую – на правое колено соседа слева). Нужно быстро поднимать и опускать ладошки по порядку (чтобы «пробегала волна»). Не вовремя поднятые ладошки выбывают из игры.
  2. «Снежный ком» . Первый участник произнести слово на заданную тему или без нее. Второй участник должен сначала произнести слово первого игрока, затем – свое. Третий – слова первого и второго игрока и затем свое, и т.д. Ряд слов вырастает, как снежный ком. Упражнение интересней выполнять в группе детей, но можно и вдвоем, добавляя слова по очереди.

Приложение 2

Игры на развитие внимания

у детей старшего дошкольного возраста.

1. «Какой фигуры не стало?»

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур разного цвета. Например: квадрат – красный, круг – зеленый, треугольник – желтый, ромб – оранжевый, овал – голубой, прямоугольник – синий, трапеция – фиолетовая.

Дети запоминают порядок их расположения. Затем фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало и какого она цвета.

2. «Хлопни – топни»

Педагог называет слова, а дети по договоренности должны отреагировать на некоторые из них. Например, они хлопают в ладоши, когда встретится слово, обозначающее школьную принадлежность; топнуть ногой на слово, обозначающее животное.

Вариант предлагаемой серии слов: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пенал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, муравей.

3. «Веселые спортсмены»

Педагог договаривается с детьми о том, что он будет показывать карточки со схематическим изображением веселых спортсменов. Фигурки отличаются друг от друга различным пространственным расположением рук и ног (руки в стороны, ноги в стороны, руки вверх, ноги в стороны и др.). Детям нужно в точности передать движения, изображенные на карточке.

DIV_ADBLOCK350">

5. «Магазин»

Детям предлагают демонстрационный материал форматом A3 (рис. 1).

П е д а г о г. У Овечки был магазин. Посмотрите на полки и ответьте на вопросы:

– Сколько полок в магазине?

– Что находится на нижней полке, средней, верхней?

– На какой полке стоят чашки?

– Сколько в магазине матрешек (больших и маленьких)?

– На какой полке они стоят?

– Сколько в магазине мячей (больших и маленьких)?

– На какой полке они стоят?

– Что стоит слева от пирамиды (справа от пирамиды)?

– Слева от кувшина, справа от кувшина?

– Слева от стакана, справа от стакана?

– Что стоит между маленькими и большими мячами?

Однажды под Новый год в магазин пришел Серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотрите внимательно и скажите, что купил волк (детям предъявляется демонстрационный материал форматом A3, рис. 2).

На следующий день в магазин пришел Заяц и купил новогодние подарки для своих зайчат (показывает демонстрационный материал, рис. 3). Что купил Заяц?

рис.1 рис.2 рис. 3

6. «Воспроизведи картинку»

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки – 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

DIV_ADBLOCK351">

DIV_ADBLOCK352">

Игры на развитие внимания дошкольников

Внимание – основное психическое свойство человека. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание – невольная сосредоточенность на объекте или явлении, имеющих для ребенка эмоциональное значение. Интерес – мощнейший фактор концентрации внимания. Если предмет или ситуация неинтересна ребенку, внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание называется произвольным. Высшей формой внимания является наблюдательность – сознательная концентрация внимания на конкретном объекте. Игры на развитие внимания дошкольников формируют подготовку к переходу непроизвольного внимания к произвольному.

Игры на развитие внимания дошкольников – Умение сосредоточиться

«Построй в темноте» (не подходит для детей, боящихся темноты!)

На стол положить несколько кубиков. Ребенок запоминает, где лежат кубики, а потом с завязанными глазами пытается построить башню из кубиков. Игра помогает сосредоточиться.

«Лови – не лови!»

Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!»

Внимание к звукам, словам, речи

«Пройди тихо!»

Водящему завязывают глаза. Другой участник старается незаметно пройти мимо. Если водящий услышал – хлопает в ладоши.

«Кто поет?»

Взрослый постукивает деревянным карандашом (или металлической палочкой) по нескольким предметам на столе. Звук у каждого предмета разный. Ребенок внимательно прислушивается, какой звук издает предмет. Потом отворачивается и пробует угадать, по какому предмету ударяет взрослый.

«Повтори за мной»

Взрослый называет 3-4 слова, ребенок внимательно слушает, а потом повторяет в той же последовательности.

«Сказочники»

Взрослый читает сказку по частям (1-2 предложения), потом задает вопросы по смыслу. Например,

«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны.» – Что у солдата за спиной? Что у него на боку?

За каждый правильный ответ – фишка. Сколько фишек сегодня, сколько завтра? Эта игра сослужит хорошую службу ребенку в школе.

Внимание к знакам, рисункам, буквам

«Рассмотри картинку»

а) Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого взрослый задает вопросы о крупных объектах, изображенных на картинке: Что нарисовано в центре? Справа? Слева? Какого цвета? Есть ли круглые предметы? и т. д. Постепенно задания можно усложнять, спрашивая о мелких предметах.

б) Рассматривает раскраску. Отворачивается. В это время взрослый закрашивает детали картинки. Ребенок должен показать, где закрасили. По мере раскрашивания, угадывать становится сложнее, так как чистой картинки остается меньше.

«Зачеркни фигурку»

Наберите на компьютере (или нарисуйте) крупным шрифтом несколько рядов букв, цифр, фигур. Например:

Предложите ребенку зачеркнуть только круги. Потом можно предлагать зачеркивать знакомые буквы или цифры.

«Запомни и расставь точки»

Заготовьте квадратики на листе в клеточку. На одном из них проставьте точки. Предложите ребенку запомнить расстановку точек и повторить ее в пустом квадратике. Постепенно можно увеличивать число точек и число клеточек в квадрате.

Внимание к движениям

«Обезьянка»

Будем по очереди показывать разные движения и повторять друг за другом.

«Лесенка»

И. П. – стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе.

Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга). Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка – внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.

«Хлопай-топай»

Условие: если взрослый поднимает руки вверх – ребенок хлопает; если руки в стороны – топает; руки вниз – замирает.

На прогулке

Во время прогулки или отдыха на природе тоже можно организовать игры на развитие внимания дошкольников.

«Найди игрушку»

Взрослый прячет игрушку на детской площадке (на полянке), ребенок ищет. Потом меняются ролями.

«Разведчики»

Будем наблюдать за природой или местностью вокруг нас. Кто больше найдет: а) все зеленое; б) все круглое; в) все мягкое и т. д.

Одним из вариантов развития внимания может стать четвероногий друг. Тем более, что щенки йорка недорого можно приобрести даже через интернет магазин . Главное, после покупки не забудьте обучить ребенка основным навыкам ухода за ним.

Садовник»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Все остальные берут листочки и ручки, чтобы записывать свои ответы. Ведущий называет страну.

Игроки должны внимательно слушать ведущего и записывать, какие растения произрастают в той или иной стране. Победителем будет тот, у кого больше правильных ответов.

Игру можно разнообразить. Вместо растений можно записывать названия животных.

Самый внимательный читатель

Выбирается ведущий. Все остальные берут листки бумаги и ручки. Ведущий называет названия книг, сказок, а игроки должны написать на листочке всех героев, которые есть в той или иной книге или сказке. Победителем будет тот, кто назовет правильно больше всех персонажей того или иного произведения.

Один, два, три

Дело в том, что при счете ведущий намеренно пропускает некоторые цифры. Задача игроков – внимательно следить за счетом, чтобы впоследствии определить, какие именно цифры пропущены. Победителем будет тот, кто правильно назовет все пропущенные цифры.

Найди ошибку

Для детей среднего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Он должен произносить вслух определенные слова. Но некоторые из них он будет произносить неправильно: например, не там поставит ударение или пропустит букву. Например, слово «внимательный» он произнесет так: «внимательный», то есть «забудет» мягкий знак. Задача всех участников игры – следить за ведущим, чтобы впоследствии назвать все его ошибки. Победителем в игре будет тот, кто назовет больше ошибок.

«Земля, воздух, вода»

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Он называет животных, птиц, рыб. Задача участников игры – сказать, где водится названное животное, то есть – на земле, в воде или в воздухе. Все это должно происходить следующим образом: ведущий говорит, например: «Сайгак!», обращаясь к кому-нибудь из игроков, и тот должен быстро сказать: «Земля!», потому что сайгак живет на земле. Ведущий называет: «Скат!» и обращается уже к другому. Тот должен быстро ответить: «Вода!», потому что скат живет в воде. Так проходит игра.

За каждый быстрый и правильный ответ игроку засчитывается очко, а если игрок замешкался или не успел ответить правильно, очко у него вычитается. В конце игры подсчитывается общий результат. Победителем будет тот, у кого больше очков.

«Земля, воздух, вода, огонь»

Для детей среднего школьного возраста.

Выбирают ведущего. Игроки встают в круг. Ведущий берет в руки мяч, который он будет бросать кому-нибудь из игроков, называя какую-то природную стихию: землю, воздух, воду или огонь.

Когда ведущий говорит: «Вода», игрок, поймавший мяч, должен быстро назвать какую-нибудь рыбу или морское животное, иначе он выйдет из игры.

Если ведущий произносит: «Земля», игроки называют какое-нибудь животное, при слове «воздух» – птицу. Услышав слово «огонь» и летящий в его сторону мяч, игрок должен отбить его обратно ведущему. Если он этого не сделает, значит выходит из игры. Победителем будет последний игрок, оставшийся в игре.

«Назови песню»

Выбирается ведущий. Он должен называть какие-то слова.

Задача участников игры – вспомнить песню, в тексте которой есть названное слово. Например, ведущий говорит: «Девочка!». Кто-то вспоминает песню: «То ли девочка, а то ли виденье».

За каждый быстрый и правильный ответ засчитывается очко. За каждый неправильный ответ засчитывается штрафное очко. В конце игры победителем будет тот, кто наберет больше очков.

«Лучший слушатель»

Выбирается ведущий. Он читает вслух. Каждый игрок берет ручку и листок бумаги. Задача – внимательно слушать ведущего и записывать на листок все существительные, которые встретятся в прочитанном отрывке. Ведущий может читать отрывок из любой книги, желательно интересный и увлекательный эпизод, чтобы всем было интересно. Победителем будет тот, кто больше напишет существительных из прочитанного отрывка.

Игру можно разнообразить – вместо существительных игроки должны записать глаголы, потом прилагательные, можно выбирать даже предлоги. Такая игра развивает внимание, что обязательно пригодится на школьных уроках.

Скоростное чтение

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Сложность в том, что читать придется особым образом. Поэтому желательно подготовиться заранее – написать текст на бумаге, не делая между слов промежутков и исключив знаки препинания. Это первая ступень подготовки текста. Далее ведущий должен разбить текст по своему усмотрению, чтобы слова выглядели совсем по-другому. Разумеется, ударение он также может ставить по своему усмотрению.

«В лесу родилась елочка

в лесу она росла

зимой и летом стройная

зеленая была

метель ей пела песенку

спи елочка бай-бай

мороз снежком укутывал

смотри незамерзай

трусишка зайка серенький

по делочкой скакал

порою волк

сердитый волк по лесу пробегал».

Потом текст нужно совершенно произвольно разделить на слова. Выглядит это примерно так:

«В лесу родилась елочка

в лесу она росла

зимой и летом стройная зеленая была

метель ей пела песенку

спи елочка бай-бай

мороз снежком укутывал

смотри не замерзай

трусишка зайка серенький

под елочкой скакал

порою волк сердитый волк

по лесу пробегал».

При чтении подобной абракадабры ударение можно ставить так, как хочется. Задача участников игры – внимательно прослушать отрывок и определить, что же это такое. Чтобы легче было отгадать, им лучше записывать на бумаге отдельные слова, чтобы потом посмотреть на них и догадаться, каким текст был в первоначальном виде. Тот, кто правильно и быстро догадается, будет победителем в этой игре.

«Фигуры»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Выбирают ведущего. Он должен внимательно посмотреть на обстановку комнаты и нарисовать на бумаге какую-то фигуру. Геометрическая фигура должна символизировать какой-нибудь из предметов в комнате, значит нужно рисовать, передавая ее контур.

Игроки, внимательно посмотрев на рисунок, должны догадаться, какой предмет зашифрован в этом рисунке. Тот, кто быстрее даст правильный ответ, получает очко. В конце игры подсчитываются результаты. Победителем будет тот, кто наберет больше очков.

Сколько в слове слогов

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выбирают ведущего. Он называет слова, а остальные должны внимательно прислушиваться к каждому слову. Задача участников игры – быстро сказать, сколько слогов в том или ином слове. Тот, кто быстро и правильно отвечает на вопрос, получает очко. Кто ошибется – получает штрафное очко. В конце игры победителем будет тот, кто наберет больше очков при минимальном количестве штрафных.

Самая быстрая команда

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Выбирают ведущего, а все остальные разделяются на две команды. Обе команды должны встать в ряд. Потом все игроки должны рассчитаться по порядку, каждому будет принадлежать какой-то номер.

Ведущий должен назвать какой-нибудь номер, игроки обеих команд, носящие указанный номер, должны обежать всех присутствующих и встать на место. После этого называется еще какой-нибудь номер. И бегут другие. Выиграет та команда, игроки которой не пропустят ни одного номера и будут быстрее возвращаться на свое место.

Высоко и низко

Выбирают ведущего. Остальные встают рядом и вытягивают руки в стороны. Ведущий говорит: «Высоко!», и все должны встать на носки, подняв руки вверх.

Если ведущий говорит: «Низко!», все игроки должны присесть и руками коснуться земли. Сам ведущий может стараться запутать игроков, то есть сказать, например: «Высоко!», а сам при этом присядет и руками коснется земли. Или, наоборот, скажет: «Низко!», а сам поднимет руки вверх и встанет на цыпочки. Игрок, который ошибется, выходит из игры. Играют до тех пор, пока не останется последний игрок. Он считается победителем.

«Назови предмет»

Выбирается судья, а остальные должны взять листки бумаги и карандаши. За определенный промежуток времени, например за десять минут, на листке нужно переписать предметы, которые находятся в комнате, но в строго алфавитном порядке, при этом желательно использовать как можно больше букв алфавита. Судья проверяет записи каждого игрока. Победителем будет тот, кто назвал больше предметов.

Повторение

Для детей среднего школьного возраста.

Выбирают ведущего. Он называет разные слова. Все остальные должны молчать и внимательно следить за ведущим. Как только он скажет: «Повтори», все остальные должны быстро повторить слово, которое только что сказал ведущий. Например, он говорит: «Пешка, компьютер, рубин, скат, рыцарь, книга, олень, мокрица. Повтори!»

Игроки должны повторить последнее слово, то есть в данном случае это будет слово «мокрица». Ведущий внимательно следит за игроками. Тот, кто неправильно называет слово или не повторит его вообще, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник – самый внимательный.

«Что это было?»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Игроки делятся на две команды. Они подбирают различные тексты – стихотворение, отрывок из книги, из газеты, инструкция или что-то еще. Одна команда читает другой свой текст, но наоборот – с конца к началу. Читать нужно быстро и без запинок. Другая команда должна угадать, что именно им читают, и перевести прочитанное на нормальный язык.

Во все времена люди стремились стать как можно внимательнее. Это очень полезное качество, нужное человеку в самых разных ситуациях. Его можно и нужно развивать с детства. Внимательный школьник никогда не получит плохих оценок на уроках. Кроме того, он подмечает красоту окружающего мира, значит жизнь его становится намного интереснее и ярче.

Предлагаем вам игры, направленные на развитие внимания. Благодаря им вы сможете хорошо провести время, повеселиться и посмеяться, а также определить, кто из вас наблюдательнее и внимательнее. А если вы регулярно будете играть в такие игры, то, несомненно, станете намного внимательнее. И сами увидите, насколько вам поможет это качество. Итак, приятного вам времяпрепровождения!

Слова наоборот

Для детей среднего школьного возраста.

Каждое слово можно произнести наоборот, если прочитать его с конца. Иногда получаются достаточно интересные сочетания. И данная игра поможет значительно развить внимание.

Выберите ведущего. Он называет какое-то слово, а остальные должны быстро произнести слово наоборот. Например, ведущий говорит: «Школа», кто-то должен быстро произнести: «Алокш». Ведущий продолжает: «Стол», кто-то из игроков говорит: «Лотс»; ведущий произносит: «Богатство», игроки отвечают: «Овтстагоб». Тот, который первым правильно прочитал слово наоборот, получает очко. Если слово названо неправильно, засчитывается штрафное очко. В конце игры подсчитываются общие итоги. Побеждает тот, у кого больше очков при наименьшем количестве штрафных.

Можно играть по-другому. Ведущий называет слово наоборот, а играющие должны сказать его в нормальном виде.

Например, в ответ на «арги» они произносят – «игра», «игьнед» значит «деньги» т. д. За каждый правильный ответ засчитывается очко, за неправильный – либо штрафное, либо вычитается одно очко. Победителем будет тот, кто наберет больше очков. Эта игра великолепно развивает внимание, она же сумеет повеселить всех забавными словами, которые получаются в результате их прочтения задом наперед.

Отгадать слово

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Для игры надо 5-8 человек. Один из них выходит за дверь, а ведущий называет любое слово. Игроки придумывают предложения, в которых оно обязательно должно содержаться.

Игрок возвращается в комнату и по выбору просит кого-то из остальных участников назвать придуманное предложения. Он внимательно прислушивается и определяет, какое слово было задумано.

Эта игра на внимательность для самых маленьких. К тому же она еще и повышает реакцию.

Дети кладут свои указательные пальцы на ладонь взрослому, а тот через какое-то время неожиданно сжимает ладонь в кулак. Те игроки, которые не успеют убрать свои пальцы, проигрывают.

Если проигравших несколько, игра повторяется с теми, кто не успел убрать пальцы.

Для детей дошкольного возраста.

Эта игра на внимание учит названиям красок. Участвуют примерно десять человек, но можно и больше. Перед началом выбирают «сапожника», «портного» и «ткача». Они должны выйти из комнаты.

Дети решают, какими красками они будут. Затем в комнату возвращаются вышедшие. Они спрашивают: «Краски есть?» Дети отвечают: «Есть» и спрашивают: «А какие вам нужны?»

Начинает «портной». Он говорит: «Мне голубую». Выходит голубая краска и идет на службу к «портному». Затем «ткач» говорит: «Мне нужна зеленая краска». Выходит тот, который назвался зеленой краской, и идет на службу к «ткачу».

Если же названных красок нет, дети так и отвечают.

Ремесленники разбирают краски поочередно, и у кого впоследствии окажется их больше, тот считается победителем.

Для детей дошкольного возраста.

Игра на внимательность, помимо прочего, развивает ловкость, учит детей названиям фруктов.

Участвуют сколько угодно игроков. Все ребятишки, кроме одного, садятся в круг на стулья, а один выполняет роль покупателя. Он выходит из комнаты, остальные же выбирают себе названия фруктов.

«Покупатель» входит в комнату и говорит: «Я пришел с рынка, купил яблоко и грушу.» Игроки, которые назвались «яблоком» и «грушей», должны при этом поменяться местами. В тот момент, когда они будут это делать, «покупателю» надо постараться усесться на место одного из этих игроков. Если ему это удается, оставшийся «фрукт» становится новым «покупателем». Далее сцена повторяется.

О длительности игры можно договориться заранее.

Играть можно до тех пор, пока не надоест.

«Конь ретивый»

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Соберите примерно 7-10 человек. Выбирается ведущий. Все желающие играть должны встать перед ним полукругом.

Ведущий трясет кулаками перед собой и говорит: «Идет-бредет, идет-бредет». Все повторяют слова и движения ведущего, а он через какое-то время неожиданно говорит: «Коза с рогами!» Игроки должны при этом выставить вперед пальцы.

Если же ведущий назвал другое животное, у которого нет рогов, пальцы выставлять не следует. Тот, кто ошибся, должен выйти из игры. Победителями считаются игроки, оставшиеся в игре дольше всех. Игра может продолжаться так долго, как этого захотят ребятишки.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Помимо внимания, эта игра развивает координацию движения. Участники встают полукругом перед ведущим, которого следует выбрать заранее. Ведущий дает команду: «Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!» – и так далее.

Когда он говорит: «Ладонь!», дети должны направить кисть одной руки вверх, при этом ладонь должна быть выпрямлена, а в ее основание должны упираться пальцы второй выпрямленной руки. Когда ведущий дает команду: «Кулак!», игроки должны одну руку сжать в кулак, а в его основание должны упираться выпрямленные пальцы второй руки.

Ведущий постепенно увеличивает темп команд, а те из игроков, кто сбился, выбывают. Победителем считается тот, кто остался в игре последним.

«Тропинка»

Для детей среднего школьного возраста.

Всем желающим необходимо разделиться на две команды и выбрать ведущего.

В начале игры все становятся перед ведущим и маршируют. Через какое-то время ведущий говорит: «Тропинка!», и игроки одной команды должны встать друг за другом, положить руки на плечи впереди стоящего и присесть, наклоняя головы вниз.

Ведущий может сказать: «Команда!» В этом случае все играющие в одной команде собираются в круг, соединив поднятые руки сверху.

Если ведущий командует: «Кочки!», все приседают, наклоняя голову и прикрыв ее руками.

Ведущему необходимо отмечать, кто из участников выполняет задание быстрее и складнее. Эти игроки получают очки.

Победившей считается команда, набравшая больше очков.

«Горячий мячик»

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Игра способствует не только развитию внимания, но и скорости движения. В качестве инвентаря используется обыкновенный мяч.

Выбирается ведущий, который становится спиной к играющим, а они образовывают круг, взявшись за руки. Затем ведущий дает какой-либо сигнал, и игроки должны передать мяч по кругу по часовой стрелке. Через некоторое время ведущий говорит: «Стоп!». Тот, у кого в этот момент в руках окажется мяч, выбывает из игры.

Когда из всего круга останутся только два участника, они встают друг перед другом и по сигналу ведущего начинают передавать мяч друг другу. Когда прозвучит команда: «Стоп!», победит тот игрок, у которого в руках не будет мяча.

«Что не так?»

Для детей среднего школьного возраста.

Игра способствует развитию внимания, к тому же наверняка покажется чрезвычайно увлекательной. Заключается она в следующем. Ведущий заранее готовит рисунок, в котором сознательно допускает несколько ошибок. Игроки должны эти ошибки назвать, для чего рисунок пускается по кругу, и каждый находит по одному несоответствию.

Ошибки следует делать не слишком заметными, но в то же время понятными для детей.

Найди такой же

Эта игра на внимание рассчитана на самых маленьких. Кто-то из взрослых предлагает малышу выбрать из 5-6 кубиков те, которые имеют схожие признаки с кубиком, находящимся в руках у другого малыша. Этими признаками могут быть цвет, размер, форма, рисунок.

Для детей среднего школьного возраста.

Два игрока встают лицом друг к другу на некотором расстоянии. Один из них совершает любые движения, а другой должен их в точности повторить. Сначала лучше делать не слишком сложные упражнения, а затем постепенно усложнять их. Можно ввести и дополнительное правило: повторять не только движения тела, но и меняющееся выражение лица.

Повторение движений

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Игроки встают вокруг ведущего. Он подходит к любому из ребят и делает какое-нибудь движение. Его должен повторить и игрок, которого он удостоил вниманием.

После этого уже два человека – игрок и ведущий – подходят к следующему игроку, и таким образом игра продолжается. Постепенно образуется колонна, возглавляемая ведущим.

Игроки двигаются строем, а когда ведущий дает команду, они должны как можно быстрее образовать круг. При этом каждый старается занять свое прежнее место. Тот игрок, которому места не достанется, становится новым ведущим.

Играть можно до тех пор, пока не надоест. Победителем считается тот, кто ни разу в течение игры не станет ведущим.

Внимание — основное психическое свойство человека. Внимание — одна из самых «больных» проблем родителей и школьников. «Он у вас такой невнимательный!» — типичное восклицание учителей на сетование родителей, что у ребенка плохие оценки.

Внимание характеризуется направленностью и объемом, т.е. в поле внимания всегда оказывается ограниченное число объектов. Чем меньше ребенок, тем меньше объектов он одновременно может удерживать в «поле внимания». Но даже взрослый не может концентрировать свое внимание более чем на пяти объектах.

Внимание также характеризуется устойчивостью, т. е. временем сохранения внимания на объекте. Чем большее значение имеет для человека объект вни-мания, тем устойчивее оно удерживается. Сохранение внимания на конкретном объекте тем меньше, чем младше ребенок.

Наконец, внимание характеризуется переключаемостью, т. е. скоростью, с которой оно переносится с одного объекта на другой. В детстве у ребенка преобладает непроизвольное внимание, т. е. невольная сосредоточенность на объекте или явлении, имеющих для ребенка эмоциональное значение.

Внимание привлекается ко всему, что для ребенка интересно. Следовательно, интерес — мощнейший фактор концентрации внимания. Если предмет или ситуация не интересны для человека, а обратить внимание на это необходимо (например, скучное, неинтересное объяснение учителя), то внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание, которое направляется усилием воли, называется произвольным.

Высшей формой внимания является переход произвольного внимания в наблюдательность — сознательное целенаправленное сосредоточение психической активности на конкретном объекте. Чем более развито у ребенка произвольное внимание, тем легче ему учиться. Так как произвольное внимание связано с развитием воли, то оно слабо проявляется у детей и подростков. В этих возрастах вообще слабая волевая регуляция. Следовательно, чтобы привлечь внимание ребенка, нужно ориентироваться на его непроизвольную форму, т.е. привлекать внимание с помощью интереса.

Игра интересна ребенку — значит, с помощью ее можно тренировать внимание. Ниже мы предлагаем ряд игр, которые помогут не только тренировать непроизвольное внимание, но и перестраивать его в произвольную форму и целенаправленное наблюдение.

Классической и доступной в любых условиях игрой, развивающей внимание, является игра «Что пропало?».

В эту игру можно играть с одним ребенком и с несколькими. На какой-то поверхности (стол, стул, пол) раскладываются несколько мелких предметов в пределах 15 — 20 штук. Это могут быть карандаши, монеты, бижутерия, мелкие игрушки, миниатюрные предметы быта (наперсток) и т. п. Детям предлагается несколько секунд внимательно рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты. Затем возможны несколько вариантов продолжения игры.

1 вариант . Несколько предметов убирается. Задача ребенка — определить, какие предметы исчезли.

2 вариант. Несколько предметов перекладывают на другие места. Задача ребенка — определить, какие предметы переложены.

3 вариант. К имеющимся предметам добавляется еще несколько новых. Ребенок должен определить, какие предметы появились.

4 вариант. Ряд предметов убирают и на их место кладут новые. Ребенок должен определить, какие предметы убраны и какие новые появились.

Еще одна распространенная игра-тренировка внимательности «Картинки-загадки».

Ребенку предлагается рассматривать специальные картинки и решать поставленные задачи: найти несколько одинаковых предметов, или в общем сюжете отыскать конкретные предметы.

Найди двух одинаковых слонов

Помоги Сереже отыскать 6 медведей

Найди 8 отличий у этих зайчиков

Не менее занимательны для тренировки внимания различные лабиринты.

Какой шнур надо зажечь, чтобы запустит ракету?

Где образуются узлы, когда козлы помчатся в разные стороны?

Оживи марионетку: найди, от чего какая нить

☺ Игра «Самый внимательный»

Все игроки выходят из комнаты, а ведущий (часто взрослый) кладет на видное место (например, на шкаф, на стол среди других предметов и т.п.) какой-нибудь маленький предмет. Например, колпачок от ручки, колечко или значок и т. п. Игроки по очереди входят в комнату и один раз обходят ее по кругу. Их задача — за это время отыскать предмет. Если они нашли его, они остаются в комнате (садятся у стены на стул, чтобы не мешать другим игрокам), если не нашли, выходят из комнаты и повторно входят после других игроков. Задача — найти предмет с первого раза. Те, кто справились с этим, — самые внимательные.

☺ Игра «Ночной сторож

Интересная игра для группы детей младшего школьного возраста. Она позволяет тренировать не только внимание, но и координацию движений.

Игра проводится на открытом воздухе или в зале. Двое ребят по жребию или по желанию становятся «сторожами». Каждому завязывают платком глаза. Они становятся на расстоянии друг от друга примерно одного шага, лицом друг к другу и берутся за руки. Остальные играющие встают примерно за 8 метров от «сторожей». По очереди они приближаются к «сторожам» и стараются проползти между ними, так, чтобы их не заметили. Если они коснутся «сторожей» или те их почувствуют и схватят, то меняются местами с «лазутчиком». Если «лазутчику» удается трижды незаметно проползти между «сторожами», то он получает приз.

Следующая предлагаемая игра направлена на развитие внимания при выполнении физических упражнений.

☺ Игра «Зеркало»

1 вариант . Играют двое и более человек, разбившись на пары. Один из пары будет «зеркалом», второй — ведущим. Ведущий встает перед «зеркалом» и начинает совершать разнообразные движения и демонстрировать различные выражения лица. «Зеркало» должен повторять эти движения и мимику в том же темпе и ритме, что и ведущий. Если он собьется, то сам становится ведущим.

2 вариант. Один человек — ведущий, остальные — игроки. Ведущий встает перед игроками таким образом, чтобы всем было его видно. Он начинает показывать какое-либо физическое упражнение, а все остальные участники должны выполнить противоположное упражнение (например, ведущий поднял руки вверх — игроки должны опустить руки вниз; ведущий повернул голову налево, а игроки — направо; ведущий наклонился — игроки выпрямились и т.д.).

3 вариант. Этот вариант можно выполнять попарно или группой. Ведущий начинает воображаемо выполнять (имитировать) какое-то известное действие (например, копать грядку, делать прическу, жарить яичницу и т.п.). Игроки на протяжении 10 секунд наблюдают за ним, а затем начинают зеркально повторять его движения до тех пор, пока не угадают, что за действие он делал. Тот игрок, который первый правильно угадал, что делал ведущий, сам становится ведущим.

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста

"Развитие внимания у дошкольников"

Игра « Какой игрушки не хватает?»

цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: « какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Что слышно?»

цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.

возраст: с 3 лет.

1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

Игра «Найди такой же».

возраст: с 3 лет

Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Игра «Что изменилось?».

возраст: с 3 лет.

Игра «Что изменилось?».

возраст: с 3 лет.

Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Игра « Цифры»

цель: развитие слуховой памяти, объема внимания.

возраст: с 4 лет.

Сейчас я покажу тебе ряд цифр. Их надо запомнить в таком же порядке:

2, 3, 5, 7, 3, 5, 7

Повтори цифры. Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти цифры можно сгруппировать.

Игра «Тут что-то не так»

цель: развитие произвольного внимания, критичности мышления.

возраст: с 4 лет

Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы».

Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.

Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.

Игра « Гимнастика внимания»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: 4- 6 лет

раз, два, три, четыре, пять

начинаем мы играть

вы ребята не зевайте

слушайте, что вам скажу

и при этом покажу.

Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.

Игра « Самый внимательный»

цель: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.

возраст: с 4 лет

Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

Игра «Кто позвал?»

возраст: с 4 лет

Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.

Игра «Летает – не летает»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: с 4 лет

Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч кидается обратно, если нет, тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».

Игра «Испорченный телефон»

цель: развитие внимания, слухового восприятия.

возраст: с 4 лет

1 вариант.

Дети садятся в ряд или в круг. Ведущий тихо, на ушко, называет соседу какое-нибудь слово или фразу, тот передает это дальше

Последний из детей называет то, что услышал, после этого слово передает новый ведущий.

2 вариант.

Часть детей выходит из кабинета. Ведущий читает небольшой рассказ оставшимся детям. В кабинет входит первый из игроков, находящихся за дверью и кто-то из присутствующих рассказывает ему услышанное. Затем входит второй ребенок, а предыдущий рассказывает ему все, что запомнил из рассказа. Так продолжается вся игра.

Игра «Зеваки»

цель: развитие активного внимания.

возраст: с 4 лет

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший, неправильно задание, выходит из игры.

Игра «Что нового?»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: с 4 лет

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

Игра « Ищи безостановочно».

Возраст: с 4 лет.

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета, по сигналу один начинает перечислять, а другие дополнять.

Игра «Гляди, сколько нужно».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 4 лет

Участвующих в игре ввести в комнату и дать возможность осмотреться. Когда все покинут комнату, спросить, какие 20 различных предметов они в ней видели, какую посуду, одежду и пр.

Упражнение «Счастливые хрюши».

Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности.

Возраст: с 4лет

Задание 1: посмотри на рисунки. Назови как можно быстрее, что отличает одного хрюшу от другого.

Необходимо фиксировать время выполнения задания, количество названных отличий, количество ошибок (повторы, неправильно названные и пропущенные отличия.)

Игра « Ухо – нос».

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам

Возраст: с 4лет.

По команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос.

Игра « Разные животные».

Цель: развитие активного внимания, быстроты реакции

Возраст: с 4 лет.

Ведущий объясняет, что когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу:

Один хлопок – поза аиста (стоя на одной ноге, поджав другую)

Два хлопка – поза лягушки (присядь пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу)

Три хлопка – поза коровы (встань на четвереньки и произнести «му-му»).

Игра «Карлики и великаны».

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст:

Детям предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» - встать.

Упражнения

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности

Возраст: с 5лет.

  1. закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь
  2. закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
  3. не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

сидя с закрытыми глазами в течение 2-х минут, перечисляй, все звуки, которые ты будешь слышать.

Игра «Тропинка».

Цель: развитие внимания, умения подчиняться правилам.

Возраст: с 4 лет

Дети идут по воображаемой тропинке. Каждый внимательно смотрит куда ступил предыдущий и старается точно следовать по пятам этого учебника. Двигаться надо медленно и тихо. Это упражнение хорошо использовать в конце занятий или при выходе на прогулку.

Игра « Игра с флажками»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет

Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора

Возраст: с 4 лет.

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся считается проигравшим.

Игра «Добавь слово».

Цель: развитее внимания и памяти

Возраст: 4- 6 лет

Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаем слов т.е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.

Игра «Рыба, птица, зверь».

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет.

Лучше если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь». Тот на ком остановится считалка, должен быстро назвать, в данном случае зверя. При чем названия не должны повторяться. Если ответ правильный ведущий продолжает игру.

Если ответ неверный или названия повторяется (задержка ответа), то ребенок выбывает из пары, оставляя свой ведущему. Игра продолжается до тех пор пока не останется один игрок.

Игра «Запрещенные движения».

Возраст: с 4 лет.

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает, что они должны повторять все движения, кроме одного. Как только рук ведущего опускаются вниз – все должны поднять руки вверх т.е. сделать наоборот.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Игра «Стаканчик».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Возраст: с 4 лет.

Ребята сидят в кругу. Педагог передает тарелку, в которой лежит стакан. Тарелку со стаканом нужно передать по круг так, чтобы никто не услышал ни стука, ни звона стакана. В конце упражнения подводится итог, кто тише всех передал. Возможны разные варианты перестановок.

Возраст: с 5 лет

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово .

Игра «Будь внимателен к словам»

Цель: развитие устойчивости внимания

Возраст: с 5 лет

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.

Игра «Слово заблудилось»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 5 лет

взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.

На полу из плошки молоко пьет ложка.

На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.

Вкусная сварилась Маша . Где большая крошка наша.

На дворе большой мороз, отморозить можно хвост .

Испеки мне утюжок ! – просит бабушку крючок .

Игра «Художник».

Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания.

Возраст: с 5 лет.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.

Цель: развитие внимания

Возраст: с 5 лет

Ребята сидят в кругу. Ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий, сложит ладони в кулак - дети должны разжать ладони. Кто ошибается, становится ведущим.

Игра «Воробушки и великаны».

Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Возраст: с 5лет

Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подает сигнал «автомобиля» - гудок, «воробушки» - летите. По своему сигналу воробушки и автомобили выходят из домиков и бегают. Ведущий следит, чтобы «воробушки» - во время прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки.

Игра «Детектив»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Возраст: с 5 лет.

Дети разбиваются по парам встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.

Игра «Найди ошибки».

Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.

Возраст: с 5 лет.

Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающий детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. содержание картинка и допущенные ошибки д.б. понятны малышу, чтобы усложнить игру сделайте ошибки более заметны.

Игра «Найди игрушку».

Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

Игра- упражнение «Сравни предметы».

Цель: развитие концентрации внимания.

Возраст: с 5 лет

Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.

Игра « Платочек»

Цель: развитие внимание, быстроты реакции

Возраст: с 5 лет

Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, от должен догнать водящего и осадить. Если это удается водящий остается прежний. Если нет – водит другой.

Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить».

Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.

Игра «Броуновское движение».

Цель: развитие внимания и самоконтроля

Возраст: с 5 лет.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисный мячики. Детям сообщатся правила: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой и ногой. Если участники успешно выполняют

Игра «Менялки».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5 лет.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те у кого (светлые волосы, темные глаза). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящим должны занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.

Вариант «Менялки игрушек».

Водящий стоит спиной и считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Задача водящего угадать, кто с кем поменялся игрушками.

Игра «Колпак мой треугольный».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5лет

Играющие, сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего произносят по одному слову из фразы.

«Колпак мой треугольный

Треугольный мой колпак

А если не треугольный

То это не мой колпак.

По кругу фразы повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестами

(например: 2 хлопка ладошкой по своей голове)

В следующий раз, уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу, играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами.

Упражнение на развитие объема внимания и наблюдательности.

Возраст: 6-7 лет

Вариант 1. задание 1

Постарайтесь, как можно быстрее назвать, сколько автомобилей изображено.

Сколько колес на этом рисунке.

Вариант 2. задание 1.

Посмотрите на этот рисунок и постарайтесь определить, что на

нем изображено. Картинка показывается на короткое время (не более 30 секунд)

задание 2. сколько летающих тарелок на рисунке.

Игра «Пишущая машинка ».

Цель: развитие внимания

Возраст: с 6лет

Каждому играющему приписывается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух трех слов. По сигналу дети начинают печатать на машинке. Первая буква хлопает в ладоши, затем вторая. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.