Дидактические игры к разделу «Ребенок дома»
Слушай внимательно
Цель: закрепить тактику поведения в экстремальных ситуациях, развивать слуховое внимание, память
Ход игры: Воспитатель задает детям вопросы, а они должны отвечать хором: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из Вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»
Кто из Вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Ответь правильно
Цель: закрепить тактику поведения в экстремальных ситуациях, развивать зрительное внимание, память
Материал: карточки-картинки с изображением ситуаций
Ход игры: Воспитатель озвучивает ситуацию, дети должны подобрать соответствующую картинку и объяснить свой выбор
Ситуации: Ответы:
Возник пожар - Звони по телефону «01»
В комнате много дыма - Пробирайся ползком к выходу
На тебе горит одежда -Падай на пол и катайся
Задымился телевизор -Отключи, накрой одеялом
Горит старая трава -Забросай землей, залей водой
Почувствовал запах газа -Открой окно, позвони «04»
Трудно дышать от дыма -Дыши через мокрую тряпку
Разложи по порядку
Цель: закрепит порядок действий при возникновении пожара, формировать навыки правильного поведения
Материал: карточки-картинки
Ход игры: на столе разложены карточки-картинки, воспитатель предлагает детям разложить их в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях:
Сообщение по телефону «01» о пожаре;
Эвакуация людей;
Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;
Встреча пожарных;
Работа пожарных.
Электроприборы
Цель: закрепит представления детей об электроприборах, правилах пользования ими
Материал: карточки с изображением электроприборов, загадки, карандаши
Ход игры: Ведущий загадывает загадку, дети находят нужную карточку-отгадку, объясняют свой выбор, рассказывают о правилах пользования электроприборами.
Варианты игры: а/ дети рисуют отгадку; б/ дети получают карточки и придумывают загадку-описание об этом электроприборе, остальные отгадывают
В мире опасных предметов
Цель: закрепить представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, о правилах пользования ими, развивать логическое мышление, внимание, память
Материал: загадки, карточки-картинки, знаки: ! - «внимание» (осторожно пользоваться), Х- « запрещено» (нельзя брать детям), карандаши
Ход игры: Ведущий загадывает загадку, дети находят нужную карточку-отгадку, объясняют свой выбор, рассказывают об это предмете, правилах пользования, ставят нужный знак
Варианты игры: а/ дети рисуют отгадку; б/ дети получают карточки и придумывают загадку-описание об этом предмете, остальные отгадывают, выбирают нужный знак
Четвертый лишний
Задача: выделите лишнее слово и объясните свой выбор.
Вода, чай, кофе, бензин.
Бензин, керосин, нефть, вода.
Лак, вода, краска, спирт.
Песок, вата, сено, промасленная тряпка.
Лед, нефть, краска, лак.
Какой жидкостью можно погасить огонь:
Водой, бензином, спиртом, ацетоном?
С помощью чего можно потушить огонь:
Воды, специального порошка, керосина, пены из огнетушителя, спирта?
Объясните, почему так говорится: «Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять».
Дидактические игры к разделу
«Ребенок и другие люди»
Знакомый, свой, чужой
Цель: учить различать близких и незнакомых людей, вырабатывать тактику правильного поведения для предотвращения неприятностей
Материал: мячик
Ход игры: дети стоят в кругу, водящий – в центре. Водящий поочередно бросает мяч каждому ребенку, говоря: «Знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему. После того, как все дети ответят, проводится беседа на закрепление правил поведения с незнакомыми людьми с объяснением, чем грозит нарушение этих правил.
Усложнения: мяч бросается, убыстряя темп
Если в дом пришла беда
Цель: закрепление способности к социальной адаптации в экстремальной ситуации; вырабатывать навыки общения с людьми, умения разговаривать по телефону; закрепление знания имени, фамилии, домашнего адреса, номеров служб спасения
Материал: карточки с изображением номеров телефона «01», «02», «03», «04»; игрушка-телефон; карточки-картинки с изображением различных бытовых ситуаций
Ход игры: взрослый предлагает детям картинки с различными ситуациями, при которых нужна помощь и предлагает вызвать по телефону соответствующую службу. После выполнения задания дети обсуждают, правильно ли ребенок «набрал» номер и вел разговор (назвал адрес, имя, фамилию; объяснил, что произошло».
Похитители и находчивые ребята
Цель: закрепление способности к социальной адаптации в экстремальной ситуации; развивать находчивость, ловкость
Ход игры: группа детей делится на 2 команды: похитители и находчивые ребята (в каждой команде поровну). Правила игры: похититель может любым способом тащить похищаемого; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать тащить себя любым способом; драться и кусаться в игре не разрешается.
Игра проигрывается несколько раз, дети все время меняются ролями
Куда бежать, если за тобой гонятся
Цель: вырабатывать навык правильного поведения в экстремальной ситуации, развивать логическое мышление
Материал: рабочая тетрадь или картинки
Ход игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации и высказать свое мнение, куда бежать от преследователя: в парк, который рядом, и спрятаться под елкой; домой по безлюдной дороге; к остановке автобуса, где много людей; к посту ГАИ. Пусть дети объяснят свой выбор.
Фоторобот
Цель: закрепит представления о том, что не всегда приятная внешность человека соответствует добрым намерениям и наоборот; учить составлять фоторобот доброго, злого, опасного человека
Материал: рисунки разнообразных деталей лица: рот, нос, губы; открытки, фотографии с изображением людей
Ход игры: предложить детям рассмотреть фотографии и ответить, кто, по их мнению, может представлять опасность, а кто – нет. Затем предложить составить фоторобот опасного, злого и доброго человека. Вспомнить сказки, где говорится, что не всегда приятная внешность говорит о добрых намерениях и наоборот, примеры из опыта детей, случаи из своей жизни. В конце сделать вывод: чтобы научиться разбираться в людях, надо быть очень внимательными и осторожными
Игра по мотивам сказки «Коза и семеро козлят»
Содержание игры: семеро козлят закрылись в домике (дети сидят за занавеской или накрыты покрывалом), предварительно получив наказ от мамы-козы. К ним по очереди подходят самые различные персонажи (волк, лиса и др.), которые должны быть похожи на маму и говорить похожими голосами. Козлята по голосу должны узнать среди них свою маму и только ей открыть дверь. Задача козлят – узнать маму и сказать, чем другие голоса не похожи на голос мамы. Задача волка и других обманщиков – говорить голосами, максимально похожими на голос мамы-козы. Воспитатель берет на себя роль волшебника, который узнает мнения козлят о действиях волка и мнение волка о козлятах и причинах неудачных попыток их обмануть. С этой целью воспитатель в течение всей игры ведет диалог с противоборствующими сторонами, в ходе которого тайные намерения каждой из сторон становятся очевидными. Например, воспитатель спрашивает козлят, почему они не доверяют тому или иному голосу. Затем он спрашивает у волка, почему козлята не открыли дверь, каким должен быть голос у мамы-козы.
Дидактические игры на закрепление знаний
По разделу «Здоровье ребенка»
Умею – не умею
Цель: активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма; развивать исследовательскую деятельность; воспитывать чувство достоинства
Атрибуты: мячик
Ход игры: Ведущий бросает мячик ребенку и произносит «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать и вернуть мяч ведущему. Например: Я умею бегать, потому что у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев.
Определи, что это такое
Цель: активизировать работу органов чувств по распознанию разных предметов; определение ведущей роли зрения
Материалы: повязка на глаза, предметы (например: кукла, зубная щетка, погремушка, яблоко), фишки
Ход игры: Ребенку завязывают глаза. На стол перед ним кладут какой-либо предмет и просят определить, что это такое. Игроку нужно не просто назвать предъявленный предмет, но и объяснить, по каким признакам он узнал это, и какие «помощники» (органы чувств) ему помогли справиться с заданием. Правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.
Найди пару
Цель: упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности, благодаря тактильным ощущениям
Атрибуты: повязка на глаза, набор пластин «Тактильная память» (обклеенные фольгой, мехом, бархатной бумагой, фланелью, шелком, деревянные и металлические пластины)
Ход игры: Дети с завязанными глазами выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.
Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?
Цель: активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии (повар, разведчик, дирижер, парфюмер, фокусник)
Материалы: большие карточки с изображением людей определенных профессий, маленькие карточки с изображением органов чувств (их количество должно быть больше необходимого)
Ход игры: Каждый игрок получает большую карточку, на столе лежат маленькие карточки с изображением органов чувств. Игроки по очереди берут маленькие карточки со стола и либо оставляют ее у себя, либо возвращают обратно. Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность выбора. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.
Какие предметы тебя окружают?
Цель: развивать умение ориентироваться в окружающей обстановке по памяти, зрительное внимание и память
Материалы: повязка на глаза
Ход игры: Ребенку предлагается осмотреться вокруг и запомнить, что его окружает. Затем ему завязывают глаза и предлагают по памяти назвать окружающие его предметы. Если дети успешно справляются с заданием, упражнение можно усложнить: привести его в спальню (раздевалку, умывальную комнату) и, не говоря, где он находится, предложить рассказать, что его окружает. В заключение можно спросить ребенка, почему в игровой комнате он назвал большее количество окружающих его предметов. (Такая практически-игровая деятельность позволяет ребенку сделать вывод о роли и взаимосвязи зрения и памяти в жизни человека. Ребенок на собственном опыте испытывает неудобства слепых и плоховидящих людей, начинает сопереживать им).
Определи растение по листочкам
Цель: развивать у детей тактильную чувствительность, закрепить знания о растениях
Материалы: разнообразные растения: фикус, мать-и-мачеха, веточка ели и другие; повязка на глаза
Ход игры: Воспитатель предварительно показывает ребенку разные растения, обращая внимание на их листья. Затем ребенку завязывают глаза и предлагают определить, от какого растения каждый листок. Ребенок должен сам догадаться, что это можно сделать на ощупь.
Кто быстрей наденет шапку
Цель: активизировать внимание детей на функциональной значимости рук, развивать ловкость
Материалы: шапки по количеству играющих детей
Ход игры: Воспитатель предлагает двоим детям принять участие в соревновании. Причем один из них должен выполнять задание одной рукой, а другой – двумя. После первого тура соревнований меняют условия: тот, кто надевал шапку двумя руками, теперь будет делать это одной рукой и наоборот. После выполнения задания дать детям возможность посмотреть на себя в зеркало. В конце игры побеседовать с детьми о том, почему они побеждали по очереди.
Кто быстрей сосчитает пуговицы
Цель: активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчает выполнение любой работы; закрепить навыки счета предметов на ощупь
Ход игры: Ребенку предлагают сосчитать пуговицы на своей рубашке (кофте, платье) двумя способами: только на ощупь или ощупывая и глядя на них. Побеседовать с детьми о том, в каком случае получается считать быстрее и почему.
Поговорим без слов
Цель: упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека
Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр.), мимики (удивление, радость, злость и пр.), позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.) Затем детям дается задание: привести примеры использования различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.
Определи по звуку
Цель: упражнять органы слуха в определении и различении звуков, развивать слуховое внимание, память
Материалы: музыкальные инструменты, бумага, фольга, стеклянные и металлические предметы, резиновая игрушка-пищалка и пр., фишки
Ход игры: Дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Не пропусти свой звук
Цель: развивать фонематический слух, слуховое внимание, память
Материалы: карточки с изображение любых звуков (буквы)
Ход игры: Воспитатель предлагает каждому ребенку стать домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут). Дети берут букву, соответствующую своему звуку. Воспитатель медленно читает стихотворение или короткий рассказ, дети в процессе чтения определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со своим звуком, ребенку нужно быстро встать и снова сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.
Отгадай, где путешествовал Мишка
Цель: с помощью магнитофонной записи упражнять детей в восприятии различных звуков, развивать слуховое внимание, память
Материалы: магнитофонная запись различных звуков, игрушка Мишка
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что Мишка приготовил для них звуковую загадку: послушав магнитофонную запись, дети должны угадать, где путешествовал Мишка. Детям предлагается запись шелеста листьев, пения птиц, звуков, издаваемых поездом, автомобилем, шум морского прибоя и другие. Дети должны угадать услышанные звуки и рассказать, какие мысли они навевают.
Дидактические игры к разделу «Ребенок и природа»
Что где растет
Цель: закрепить название некоторых растений и мест их произрастания; развивать зрительное и слуховое внимание, память
Материал: картинки с изображением растений, мест произрастания (луг, лес, поле и т.д.)
Ход игры: 1. Детям раздаются картинки с изображением растений (подорожник, ромашка, василек и др.) и предлагается подобрать к ним картинку, изображающую место, где чаще всего можно встретить это растение (подорожник – дорога, ромашка – луг, василек – поле)
2. Ведущий называет растение, ребенок – место произрастания (словесная игра)
Распутай путаницу
Цель игры: закрепить знания детей о растениях, частях растений (корень, стебель, лист, цветок); закрепить знания о ядовитых растениях, их вреде для здоровья человека
Материал: картинки с изображением частей растений
Ход игры: На столе лежат картинки с изображением отдельных частей растений. Детям предлагается соединить их так, чтобы получилось правильное изображение.
Вопросы : «Какие растения вы знаете?» «Какая опасность для человека может быть при соприкосновении с такими растениями?»
Съедобный грибок положи в кузовок
Цель: закрепить знания о внешнем виде съедобных и ядовитых грибов; учить узнавать и называть их
Материал: картинки с изображением грибов (муляжи), корзинка-кузовок
Ход игры: Картинки с изображением грибов (или муляжи) разложены в разных местах группы. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы, назвать их и объяснить, почему не взяли остальные (ядовитые)
Вариант игры: детям предлагается вылепить из пластилина настоящий и ложный гриб (например: опенок и ложный опенок, лисичку и ложную лисичку), объяснить и показать отличия во внешнем виде этих грибов.
Наталья Пустовалова
Картотека дидактических игр по ОБЖ (средний возраст)
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО
(СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ )
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ
БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.
Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубле-ние и систематизацию в основном через дидактические игры .
Преимущество использования дидактических игр , по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем : каждый ребенок максимально ак-тивен; имеется возможность дифференцированно осуществ-лять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня, поскольку игры проводились с под-группой (от 2 до 8 человек) или индивидуально; поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.
Подобранные дидактические игры дают возмож-ность : познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах без-опасного поведения; познакомить с необходимыми действия-ми в случае опасности.
При этом активно развивается внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок , поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизиру-ет их психические процессы. Положительная оценка со сторо-ны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»
Задачи : закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; вос-питывать чувство взаимопомощи.
Материал :
Игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры : воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человеч-ками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»
Задачи : закреплять представления об источниках опас-ности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Правило : не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал : макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки ) .
Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отво-рачивается и считает до 3-5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы по-ощряются призами.
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»
Задачи : расширять представления детей о правилах безопас-ного поведения в быту; развивать внимание, память; воспиты-вать чувство сотрудничества.
Материал :
* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, уши-ба руки и пожара;
* картинки
карте с изображением «травмы» . Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он по-очередно поднимает картинку с изображением предмета. Участ-ники должны догадаться, к какой травме может привести непра-вильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку
«ДОМИК УЛИТКИ»
Задачи : обобщать представления детей о правилах без-опасного поведения; развивать охранительное самосозна-ние; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило : соблюдать очередность.
Материал : игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домаш-него обихода; фишки; кубик.
Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке , на которой стоит его фишка : что изображено, правила обра-щения с этим предметом.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»
Задачи : закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользова-ния карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал (из то-чек) .
Задание : соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опа-сен данный предмет.
«УБЕРИ НА МЕСТО»
Задачи : закреплять представления о правилах без-опасного поведения, формировать знания о том, что для без-опасности все предметы надо убирать на свои места; раз-вивать наблюдательность, внимание; воспитывать жела-ние соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал картинки-предметы .
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изоб-ражением вниз) . Каждый ребенок берет одну картинку
Варианты.
* На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы . Дети по очереди раскладывают их на место.
* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне» , а потом и во всей «квартире» .
* То же в игровом уголке.
«ТАК И НЕ ТАК»
Задачи : учить отличать опасные для жизни ситуации от не-опасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал :
* 2 карточки - с красным и с зеленым кружком,
* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Правила : под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую- неопасных (разрешенных) .
Варианты :
* индивидуально с воспитателем,
* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
Вариант : «МОЖНО - НЕЛЬЗЯ»
(с использованием фотографий детей) .
В отличие от картинок , использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бы-товую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосто-рожности. Кроме того, данный прием выступает в ка-честве своеобразного «мостика» от знаний к форми-рованию умений : ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая» ) изображенную ситуацию, утвержда-ется в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфото-графировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заг-лядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т. п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нель-зя» дети с удовольствием будут рассматривать и об-суждать (и без участия взрослых) .
«СТО БЕД»
Задачи : закреплять представления об опасных ситуаци-ях, которые могут произойти дома, учить правилам без-опасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал :
картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры : несколько картинок лежат на столе изобра-жением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает : что на ней изображено, почему такое слу-чилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.
«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»
Задачи : закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчи-вость.
Материал : иголки с нитками, прикрепленные к основанию ко-робки; пуговицы.
Задания : собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на игол-ку с ниткой; собрать «бусы» , продевая иголку с ниткой в обе ды-рочки пуговиц.
«МЫ - СПАСАТЕЛИ»
Задачи : закреплять представления об опасных ситуациях в бы-ту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; раз-вивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал :
* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу) ;
* картинки , на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
* набор карточек с изображением тех действий, кото-рые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»
Задачи : закреплять представления об источниках опас-ности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал : листы с изображением контуров предметов (из точек) .
Задание : соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
"ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото)
Задачи : расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чув-ство сотрудничества.
Материал : четыре игровые карты с изображением пореза, ожо-га, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы» . Воспита-тель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники долж-ны догадаться, к какой травме может привести неправильное об-ращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку . При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«УБЕРИ НА МЕСТО»
Задачи : закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасно-сти все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание со-блюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал : игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы .
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображе-нием вниз) . Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле - на место, объясняя свой выбор.
Варианты. На игровом поле «разбросаны» картинки предметы . Дети по очереди раскладывают их на место. На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне» , а потом и во всей «квартире» .
* То же в игровом угол-ке.
Личность формируется у человека с самого раннего возраста. Очень важно донести до детей главные правила безопасного поведения в любых возможных ситуациях. В ДОУ выделяется достаточно много времени ознакомлению с ОБЖ. Различные игры на эту тему являются неотъемлемой частью занятий.
Значение игр по основам безопасности в ДОУ
Опасность может подстерегать любого человека где угодно. У взрослых людей уже сформировалась определённая модель поведения в угрожающих жизни ситуациях. Маленькие же дети наиболее уязвимы в подобных моментах. Задача взрослых - максимально подробно и доступно рассказать малышам о существующих в мире опасностях, как их избежать и как лучше поступить, если всё же они наступили. Дома от родителей ребёнок получает первые знания о возможных угрожающих безопасности ситуациях. Работники детского сада должны расширять эти знания и прививать навыки правильного поведения в непредвиденных ситуациях. К дошкольникам нужен особый подход. Им необходимо донести очень сложные вопросы, показать всю важность знаний правил по безопасности и способствовать их запоминанию. Основная деятельность детей - игровая. Информацию, преподнесённую в игре, легче донести до ребёнка, а также удобно наглядно показать и разыграть действия по предотвращению или облегчению небезопасных явлений в жизни.
Опасность может подстерегать ребёнка где угодно
Целями игр будут расширение понятий о возможных предостерегающих опасностях дома, на природе, в общении с людьми, на улице, в том числе на дороге, привитие образца безопасного поведения и получение навыков правильного действия в случае появления неблагоприятного случая.
Все возможные опасности можно обобщить в несколько категорий:
- природные опасные явления (укусы животных и насекомых, ядовитые ягоды и грибы, гроза, гололёд и т.п.);
- неприятности, возникающие от человека (грабители, похитители, драки);
- угрозы в домашнем быту (электроприборы, острые предметы);
- пожарная опасность;
- опасности на улице (дорожное движение);
- угроза здоровью (несоблюдение правил личной гигиены, неправильное обращение с лекарствами).
Виды игр и картотека тем для различных групп
Игры, с помощью которых дети будут усваивать основы безопасного поведения, могут быть разных видов:
- Дидактические, к которым относятся:
- игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном контакте детей с предметами, развивают сенсорное восприятие;
- настольно-печатные игры, которые разворачиваются на определённом игровом поле (лото, домино и др.);
- словесные - предполагают речевые действия детей, это могут быть игры по заканчиванию фраз, отгадыванию загадок и т.д.
- Подвижные - игры, в которых нужно проявлять двигательную активность, одновременно тренируя свои физические навыки.
- Театрализованные, предполагающие театральную постановку на определённую тему.
- Игры-тренинги, позволяющие мысленно присутствовать в разбираемой ситуации.
- Сюжетно-ролевые (дети принимают на себя роли и участвуют и решают поставленную задачу) и др.
При подготовке к проведению игр нужно учитывать возрастной фактор. Детям раннего дошкольного возраста подойдут ознакомительные игры, способные вызвать интерес к дальнейшему изучению основ безопасности (дидактические игры с предметами или игрушками). В старших группах воспитанники способны самостоятельно делать выводы, понимать взаимосвязь событий, поэтому им рекомендованы игры с усложнёнными правилами (настольные игры).
Дети по своей натуре очень любят играть, через игру они знакомятся с окружающим миром и примеряют на себя различные роли
Таблица: возможные игры по ОБЖ в детском саду
С какого возраста рекомендуется проводить | Название игры | Задачи | Содержание | |||
---|---|---|---|---|---|---|
С первой младшей группы | Дидактическая игра «Опасно - огнеопасно» | Учить различать предметы, которые огнеопасны | Воспитатель показывает детям множество карточек, на которых изображены предметы, представляющие опасность. Задача игроков - выбрать из карточек те, на которых нарисованы пожароопасные предметы (например, утюг, спички, плита и т.п.) | |||
«Собери автомобиль» (из 2-х частей, из 4-х частей) | Закреплять названия видов транспорта и его составных частей | Перед детьми картинка автомобиля (автобуса, грузовика). Выдаётся материал: кусочки-элементы, из которых нужно собрать целостное изображение предлагаемого транспорта, ориентируясь на картинку перед глазами | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт» | Формировать элементарные представления о действиях на проезжей части | Дети принимают роли шофёров и пешеходов. Разыгрываются различные ситуации: довезти куклу до магазина, доставить строительный материал. Везти машину нужно осторожно, не наезжая на людей | ||||
Подвижная игра «Тушим пожар» | Формировать элементарные знания о пожарной безопасности | По кругу выстроены стулья, на которых лежат игрушечные огнетушители. Количество стульев с огнетушителями на одну единицу меньше, чем игроков. Дети бегают вокруг стульев. По сигналу ведущего нужно взять огнетушить в руки и поднять вверх. Из игры выходит тот, кто не добрался до игрушки. Победителем будет игрок, поднявший последний огнетушитель на стуле. | ||||
Со второй младшей группы | Дидактическая игра «Расскажи, что не так» | Приучать к правилам ПДД | Детям показаны картинки с сюжетами дорожных ситуаций. Нужно рассказать, что на ней персонаж делает неправильно (переходит дорогу на красный свет, в неположенном месте и т.д.) | |||
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | Учить безопасности в общественном транспорте | Распределяются роли: водитель, пассажиры, пешеходы. Разыгрываются различные ситуации (женщина с ребёнком, бабушка, слепой и т.п.) | ||||
Подвижная игра «Костёр» | Уточнять порядок действий при пожаре | Игра проводится на детской площадке. Нужно брать совочком (или другой похожей небольшой ёмкостью) песок из песочницы и доносить до места, где лежит картинка с изображением костра | ||||
Подвижная игра «Переход» | Развивать знания о правилах ПДД | На полу группы нарисована «зебра». Светофор показывает красный свет. Игроки стоят. Загорается жёлтый свет, участники продолжают стоять. На зелёный свет нужно пройти через нарисованную «зебру», посмотрев сначала налево, потом направо | ||||
Игра-тренинг «Я потерялся…» | Формировать правила поведения, если потерялся на улице | В гости к детям приходит персонаж Зайка и рассказывает детям, что на прогулке потерялся с мамой. Дети вместе с воспитателем рассказывают Зайке, как нужно поступать, если вдруг оказался один в разных ситуациях (на улице, в автобусе, магазине), кого можно просить о помощи, а кого нельзя | ||||
Подвижная игра-эстафета «Спаси игрушку» | Воспитывать смелость, желание помощь пострадавшему | Игра проходит в спортивном зале. Дети по очереди выполняют комбинацию заданий, выражающих действия по спасению игрушки (достать игрушку с гимнастической лестницы, добежать с ней до определённого места). Во время прохождения этапов игрушку нельзя ронять | ||||
Со средней группы | ||||||
«Съедобный грибок положи в кузовок» |
| Перед игроками раскладываются муляжи грибов. Нужно собрать в корзину только их съедобные виды. Затем из корзины достаётся по одному грибу, игроки должны озвучить его название | ||||
Сюжетно-ролевая «Мы - пожарные» |
| Дети изображают бригаду пожарных. По вызову о случившемся пожаре они спешат на помощь в разных ситуациях (на улице, в квартире, в лесу) | ||||
Дидактическая игра «В мире опасных вещей» | Продолжать знакомство с опасными свойствами предметов | Воспитатель показывает детям поочерёдно разные бытовые предметы. Если предмет безопасный, дети должны хлопать в ладоши. Если опасный - топать ногами | ||||
Дидактическая игра «Мы дружим с кошками и собаками» | Расширять представления о правильном обращении с домашними животными | Воспитатель показывает детям карточки, изображающие сюжеты, происходящие с участием кошек и собак. Дети должны прокомментировать картинку: отметить правильные и неправильные действия (например, неправильно дёргать животных за хвост, бить палкой, дразнить) | ||||
Со старшей группы | ||||||
Дидактическая игра «Изобрази дорожный знак» | Закреплять знания о видах дорожных знаков | За выделенное время дети должны нарисовать загаданный ведущим дорожный знак | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» |
| Детьми разыгрываются различные сценки, в которых они в роли доктора помогают пострадавшим: при порезе руки, ушибе ноги, колена, повышенной температуре, заболевшем горле, кровотечении из носа. Нужно последовательно оказать первую помощь | ||||
Игра-лото «Растения в помощь здоровью» | Закрепить знания о том, что лекарственные растения могут быть помощниками в сохранении и заботе о здоровье | У каждого игрока имеется свой набор карточек с изображениями растений. Ведущий по очереди показывает карточки из своего набора. Игрок, у которого есть карточка с таким же растением, должен рассказать, как оно называется и какую пользу приносит. Если ответ верный, картинка даётся игроку. Победит тот, кто первым соберёт свой набор | ||||
«Телефон» | Закреплять навыки пользования телефонной связью в экстренных случаях | На столе стоят игрушечные машин автомобилей экстренных служб. Рассматриваются иллюстрации с изображением различных опасных ситуаций. Нужно подобрать к каждой ситуации нужный вид автомобиля и назвать номер телефона, по которому его нужно вызвать | ||||
Игра-тренинг «Незнакомец» | Тренировать навыки правильного поведения в ситуациях с незнакомым человеком | Разбирается ситуация, которая случается с Карлсоном. Он встретился с незнакомой тётей, которая предлагает ему конфеты и зовёт поехать с ней на машине. Дети размышляют о правильных ответах и поведении, рассматривая возможные исходы ситуации | ||||
Дидактическая игра «Чтобы не случилось беды» |
| В игре используется макет улицы с расположенными на ней различными дорожными знаками, светофорами. С помощью игровых фишек или любых маленьких игрушек обыгрываются различные ситуации на дороге | ||||
С подготовительной группы | Настольная игра «Путешествие в страну здоровья» | Закрепить знания о сохранении здоровья | Игроки бросают по очереди кубик и делают ход. В зависимости от того, на кружок с каким изображением попала фишка, нужно выполнить определённое задание. Например, объяснить, что нужно делать при кашле, высокой температуре, зубной боли или объяснить, чем полезны движения, витамины, плавание и т.п. Если игрок отвечает неправильно, пропускается ход. Побеждает тот, кто первым доберётся до «страны здоровья» | |||
Подвижная игра-эстафета «Территория риска» | Совершенствовать представления об опасных предметах и обращении с ними | Игра проводится в спортивном зале. Дети по очереди выполняют назначенные ведущим действия на гимнастической лестнице, скамье т.п. Затем раздаётся звонок - «сигнал тревоги». В группе обнаружено множество опасных предметов. Каждый получает карточку схему с подсказками, где искать предмет (над, под, за, в). Найденные предметы раскладывают в коробки по категориям (острые, пожароопасные, ядовитые и т.д.) | ||||
Словесная игра «Служба спасения» |
| Воспитатель по очереди показывает на экране компьютера картинки с различными ситуациями. К каждой картинке дети должны составить короткий рассказ от имени одного из героев происходящего или стороннего наблюдателя. Всё это дети говорят в трубку игрушечного телефона | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения» | Закреплять и систематизировать знания правил дорожной безопасности | Между детьми распределяются следующие роли: сотрудник ГИБДД, водители автомобилей, пешеходы. Разыгрываются ситуации, в ходе которых игроки не должны нарушать правила дорожного движения, за этим следить сотрудник ГИБДД |
Возрастные границы игр, обозначенные в таблице, весьма условны. Использовать ту или иную игру следует, опираясь на особенности развития детей, успешное усвоение материала, их интересы. Например, игра «Нарисуй дорожный знак» которая рекомендована к проведению со старшего дошкольного возраста, может быть использована и в младшей группе. Но потребуется более тщательная подготовка к занятию, а также постоянная помощь воспитателя в корректировке рисунков. Критерии выбора во многом зависят от чутья преподавателя, ведь кто кроме него лучше определит, что сейчас будет нужнее и понятнее ребятам, какой вид игры их заинтересует больше всего.
Структура и временной план игр
Каждая игра имеет несколько этапов:
- Ознакомление детей с содержанием игры, объяснение правил. Это может быть показ картинок или предметов, краткая беседа, в которой выявляется готовность детей к игре (1–2 минуты).
- Игровые действия с обязательным перерывом на физ. минутку.
- Подведение итогов (1–2 минуты).
Следует отметить, что время проведение самой игры отличается в зависимости от возраста детей. Время игры в младших группах не должно превышать 10–15 минут, в таком возрасте ещё тяжело концентрировать внимание на одном виде деятельности продолжительное время. В старших группах игра в среднем занимает 20–25 минут. Это условные временные рамки. Нужно помнить, что всё зависит от особенностей игры, интереса, который дети проявили к ней, степени их усталости. Перерыв на двигательную разминку обычно занимает 2–3 минуты.
Фотогалерея: материалы для вводного этапа игры
Рисунок, демонстрирующий проблемную ситуацию общения с незнакомыми людьми может демонстрироваться в предварительной к игре беседе На игрушечной пожарной машине легко показать её детали, это будет удачно использоваться на вводном этапе дидактической игры по сбору рисунка машины из разных частей Игрушечные приборы помогут наглядно продемонстрировать их безопасное использование Демонстрационная картинка расскажет о том, как нужно правильно использовать утюг Картинка, изображающая опасность при обращении с плитой, поможет детям лучше представить ситуацию Рисунок игры со спичками поможет помочь, чо может случиться, если их использовать неосторожно Рисунок продемонстрирует ребятам, что с таблетками нельзя играть Рисунок наглядно продемонстрирует ребятам, что играть с острыми предметами опасно Наглядный материал поможет лучше понять детям, что может случиться в случае небезопасной игры Увидев изображённую опасную ситуацию, дети лучше усвоят, как поступать, например, в предстоящей игре, а также и в реальности Можно разобрать по рисунку ситуацию и отменить все опасности Наглядный материал поможет вспомнить уже то, что разбиралось и раньше С помощью игрушек-животных можно легко рассказать об особенностях каждого из них, тем самым подготовив ребёнка к игре про животных
Игры по ОБЖ в первой младшей группе
Самые маленькие дошкольники знакомы с наиболее часто встречаемыми предметами. В ДОУ нужно продолжать развитие представлений о ближайшем предметном, социальном и природном окружении, а также давать элементарные представления о безопасном использовании предметов и правилах поведения. Необходимо при помощи игр сформировать интерес к проблемам собственной безопасности, познакомить с первоначальными знаниями об опасных ситуациях, решая образовательные задачи:
- дать начальные знания о мире природы и возможных угрозах в нём (может укусить животное, бывают ядовитые растения);
- осваивать представления о различном транспорте: автомобилях, общественном, водном, воздушном, их составляющих частях, дать понятие красного и зелёного сигналах светофора;
- изучать предметы и их свойства;
- учить воспринимать слова «можно», «нельзя», «опасно»;
- давать начальные знания о правильном питании, образе жизни, приучать к правилам гигиены;
- знакомить с помещением группы, как вести себя в группе, в раздевалке, как вести себя на улице (брать папу или маму за руку).
В раннем возрасте у детей очень развито сенсорное восприятие мира, им важно изучать предмет тактильно. Для этого как нельзя лучше подойдут дидактические игры с использованием различных предметов, игрушек. В раннем возрасте часто знакомятся с окружающим миром с помощью игр в куклы.
У ребёнка 2–3 лет запоминание материала основано на эмоциональном к нему отношении. Поэтому в процессе игры дети легко запомнят всё, что вызывает у них интерес, они должны быть участниками происходящего. В этом помогут игры, где ребёнок сможет перевоплотиться в определённые роли. Малыши с радостью и интересом возьмут на себя роли докторов, и шофёров, и пожарных, тем самым усваивая элементарные представления об этих профессиях. Сюжетно-ролевые игры на тему «Семья» подчеркнут значение родителей в жизни ребёнка и помогут понять свою роль в семье.
Разыгрывая различные ситуации дорожного движения, дети одновременно усваивают важный материал
При проведении игры «Красный - зелёный», дети вместе с запоминанием цветом приучаются к навыкам перехода через дорогу по сигналам светофора: если воспитатель поднимает кружок красного цвета, нужно стоять на месте, если зелёного - нужно посмотреть сначала направо, а затем налево и идти вперёд.
Не стоит перегружать малышей в процессе игр излишней информацией, которую они не смогут усвоить. На этом этапе развития главным будет усвоить начальные представления о процессах окружающего мира и том, что в нём есть опасность.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла заболела» (Екатерина Ашаева)
Отвозим куклу в больницу
Осматривает кукле горлышко
Даём кукле витаминки
Приглашаем второго доктора и прослушиваем куклу
Даём кукле микстуру и делаем укол
Даёт кукле горячий чай
Поём кукле песенку для поднятия настроения
Отвозим куклу обратно домой
Кладём куклу под одеяло
Игры по ОБЖ во второй младшей группе
У детей второй младшей группы сохраняется изучение предметов, основанное на ощущениях, сенсорном восприятии. Поэтому так же важен тактильный контакт с изучаемым материалом. Помимо этого большой интерес у детей вызывает взаимодействие с людьми, особенно со своими сверстниками. Происходит освоение совместной игры. В этом плане очень будут полезны сюжетно-ролевые игры. Основные задачи на период второй младшей группы:
- продолжать осваивать представления о природном мире и взаимодействиях в нём: не срывать цветы и травы, не мусорить в лесу, не трогать чужих животных;
- изучать устройство проезжей части, ввести понятие тротуара, зебры, приучать к необходимому поведению около дороги, держать за руку взрослых, вводить понятия предупреждающего сигнала светофора жёлтого цвета и дорожных знаков;
- расширять знания о домашних опасностях;
- расширять знания о правилах безопасного поведения в помещении: открывать дверь с помощью дверной ручки, спускаться по лестнице, держась за перила);
- учить правильному поведению во время игр: не бросаться песком, не глотать предметы, не пробовать игрушки на вкус и т.д.;
- учить просить помощи у взрослых при возникновении экстремальных ситуаций.
Малыши 3–4 лет очень активны и им сложно надолго остановить своё внимание на чём-то одном. Актуально проведение подвижных игр, увлекательных сюжетно-ролевых ситуаций, а также простых дидактических игр. При разборе разных ситуаций с помощью игровых действий дети получают первоначальные навыки поведения в незнакомом месте (игра-тренинг «Я потерялся»), в общественном транспорте (игра «Автобус») и т.д.
Во второй младшей группе детей знакомят с жёлтым сигналом светофора
Проведение дидактической игры «Добрый и злой огонь» во второй младшей группе
Задачами игры буду:
- учить детей различать «плохой» и «хороший» огонь;
- приучать к правилам безопасного поведения в домашнем быту;
- развивать внимательность.
Для проведения игры понадобится игровое поле, разделённое на 2 половины («добрый» и «злой» огонь) и набор картинок с изображением различных ситуаций с наличием огня.
В игре участвуют от 2 до 6 детей. Карточки нужно разложить лицом вниз на столе. Дети по очереди подходят к столу и берут одну карточку. Нужно положить её на нужную половину игрового поля.
Фотогалерея: материалы к игре «Добрый и злой огонь»
Игровое поле может быть разделено на 2 части с изображениями зелёного и красного кружков В карточках присутствуют изображения различных ситуациях, где огонь опасен или не опасен Карточки могут изображать ситуацию, где уже присутствует пожар
Игры по ОБЖ в средней группе
В возрасте 4–5 лет дети во всём стремятся подражать действиям взрослых, часто переоценивая свои возможности. В средней группе следует:
- продолжать знакомиться с разновидностями животных и растений, расширять знания о возможных угрозах в природе: опасных насекомых, ядовитых грибах и ягодах, а также о том, что есть и лекарственные, полезные растения, которые не причинят вреда;
- продолжать изучение правил поведения на проезжей части, знакомить с новыми дорожными знаками и разметкой, изучать служебные виды транспорта (машина скорой помощи, милиции, пожарная, МЧС);
- приучать следить за состоянием своего здоровья (знакомить с предметами личной гигиены);
- продолжать знакомство с предметами и правилами их безопасного использования (вентилятор, стиральная машина, вилка, нож, электрический чайник);
- учить бдительности при встрече с незнакомыми людьми;
- развивать представления о причинах пожара и правилах поведения при его возникновении.
У детей средней группы активно совершенствуются двигательные навыки. Поэтому важно создать условия, которые будут обеспечивать малышей физической активностью. Например, в помещении группы смоделировать проезжую часть, обозначить тротуар, пешеходный переход, светофор. Дети по очереди должны дождаться разрешающего сигнала светофора (это может быть кружок зелёного цвета, поднятый вверх воспитателем или любая другая конструкция), подойти к краю тротуара посмотреть сначала налево, потом направо, убедиться, что машины не едут и тогда переходить дорогу. Такие действия в игре должны создавать у детей привычку правильного поведения. Также в этом возрасте устанавливаются первые социальные контакты. Дети любят играть группами по 2–4 человека.
Таблица: фрагмент конспекта дидактической игры в средней группе
Автор и название | Задачи | Предварительная работа | Содержание |
---|---|---|---|
Уланова О.Н., «Познакомим Незнайку с правилами дорожного движения» |
|
|
|
Игры по ОБЖ в старшей группе
В старшей группе дети способны осознанно подходить к изучению правил безопасности
В этом возрасте у детей совершенствуются все навыки: движения становятся более точными и координированными, развитие психических процессов обеспечивает самоконтроль над своими действиями, однако по-прежнему необходимо и руководство взрослого. Ребёнок 5–6 лет способен давать оценку обстоятельствам, поступкам героев сказок или своих сверстников. У него достаточно чётко сформированы предпочтения в общении с определёнными людьми, в связи с этим развито стремление играть в небольших группах по 2–5 человек.
Старшие дошкольники очень любознательны, у них хорошо развита познавательная активность. Виды игр могут не отличаться от уже проводимых в предыдущие годы, однако они значительно усложняется их содержание, так как у детей гораздо больше возможностей. В старшей группе проявляется большой интерес к настольным, творческим играм.
Игровая деятельность способствует решению следующих образовательных задач:
- прививать основы экологической культуры, усваивать, что не только природа может причинить вред человеку, но и человек ей, повышать знания о различный природных явлениях (гроза, смерч, землетрясение) и необходимых действиях в случае их наступления;
- совершенствовать и закреплять основы ПДД, изучать новые знаки, рассматривать возможные сложные и опасные дорожные ситуации;
- развивать представления о пространственном окружении: запоминать названия ближайших улиц, знать дорогу к детскому саду;
- расширять знания о правилах поведения во время игровых действий (горка, санки, коньки);
- закреплять и увеличивать представления об опасностях в быту и мерах предосторожности;
- повторять знание правил поведения с огнём, совершенствовать навыки действий в случае пожара, напоминать телефон пожарной службы;
- тренировать умения осторожного поведения с незнакомыми людьми, без промедления звать на помощь.
Игры будут служить хорошим закреплением полученных знаний из книг, бесед, просмотренных видеоматериалов.
Детям понравится участвовать в процессе создания настольной игры
Детям понравится участовать в создании игры. Правила можно придумывать в процессе. Приведём описание игры «Будь с огнём ты осторожен, от огня пожар возможен» Елены Шишкиной. Цель игры: закрепление правил пожарной безопасности.
- Нужно нарисовать игровое поле, приготовить фишки, а также карточки с заданиями. Игровое поле будет состоять из кружочков, обозначающих ходы. На некоторых из них нужно сделать обозначения: значок огня, значок вопроса и стрелочку, ведро воды.
Нужно подготовить карточки со знаком вопроса, стрелки и картинки огня
- Первый игрок бросает кубик и делает свой ход.
- Если остановка произошла на знаке вопроса, нужно ответить о правилах пожарной безопасности. На секторе с изображением огня нужно отгадать загадку о противопожарной безопасности. Если ответ неправильный, вернуться на несколько ходов назад, к ведру воды и ждать следующего хода. Если остановка произошла на кружке с изображением стрелки, нужно достать карточку с цифрой с закрытыми глазами и пройти столько шагов вперёд, сколько указано на ней.
Дети разделяются на 2 команды, выбирается капитан, можно придумать девиз каждой команде.
- Воспитатель: «Ребята! Вот уже совсем скоро вы пойдёте в школу. И вам предстоит самостоятельно предотварщать возможные опасности. А сейчас давайте проверим как хорошо вы знаете правила безопасности, которые мы изучали, и проведём игру-викторину». Дети делятся на 2 команды, придумывают девиз.
- Воспитатель объясняет детям правила игры: ведущий по очереди задаёт вопросы командам. Прежде чем дать ответ, команда должна посовещаться и прийти к общему мнению. За правильный ответ команда получается один балл. Если ответ неверный, баллы не начисляются, а на этот же вопрос предлагается ответить команде соперников.
- Проводится разминка «Светофор». По сигналам ведущего дет выполняют действия: красный - садиться, жёлтый - вставать, зелёный - идти.
- Далее проходит первый конкурс «Кто внимательнее?». Перед каждой командами находится набор карточек с номерами телефонов. После слов ведущего команды должны поднять нужную карточку. Вопросы: По какому телефону нужно вызывать пожарных (101)? Если нужна помощь милиции, то звоним…(102)? Когда человеку стало плохо, он сильно поранился, то как вызвать скорую помощь (103)? А как вызвать службу газа (104)?
- Следующий конкурс заключается в том, что по названной ведущим сказке нужно объяснить какие правила нарушили её герои («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.д.).
- Проводится физминутка.
- Далее командам предлагается отгадать загадки. Например: «Под ногами у Серёжи полосатая дорожка. Смело он по ней пойдёт, а за ним и весь народ («зебра»)». «Всех на свете обшивает, что сошьёт - не надевает (иголка)».
- В следующем конкурсе ребятам показаны картинки с изображением различных предметов. Одна команда должна показать все опасные предметы, вторая - безопасные. Капитаны по очереди называют по одному предмету.
- Следующее задание проверяет навыки детей по оказанию первой медицинской помощи. Нужно перевязать руку «пострадавшему».
- Зрительная гимнастика.
- Затем конкурс по обсуждению ситуаций на дороге. На экране ведущий показывает картинки. Команды отвечают поочерёдно.
- Подводятся итоги, объявляются результаты. Вручаются награды (медали).
Подборка видеоматериалов на тему игр по ОБЖ, проводимых в ДОУ
Видео, демонстрирующие игры, проведённые по теме ОБЖ, могут быть полезными при подготовке занятиям.
Видео: сюжетно-ролевые игры в рамках проекта «Моя семья»
Видео: театрализованная игра в средней группе о пожарной безопасности
Видео: сюжетно-ролевая игра «Больница» в первой младшей группе
Видео: игра по ПДД в детском саду
В игровой форме детям можно легко и доступно объяснить важные способы безопасности, которые необходимо знать каждому. Для этого используются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Нужно помнить, что опасность легче предотвратить, чем бороться с ней. Важно донести это до малышей.
Игра «Собери опасный предмет»
Цель: Совершенствовать умение детей собирать из частей - целое. Закреплять знания об опасных предметах и правила обращения с ними.
Материал: разрезные картинки опасных предметов.
Игровые действия: собрать из частей опасный предмет, рассказать правила безопасного обращения с ним.
Игра «Цепочка безопасности»
Цель: Повторить правила безопасности.
Материал: фишки на каждого ребенка.
Игровые действия: В игре принимают участие любое количество детей, им необходимо дать ответы на вопрос, например: Какие вы, знаете причины пожаров? Каждый ребенок по очереди должен назвать свою причину. За правильный ответ ребенку дается фишка, побеждает тот, кто набрал больше фишек.
Примерные вопросы: Как можно предотвратить пожар? Что нужно делать, если в квартире возник пожар? Назови правила обращения с электроприборами. Назови опасный предмет и объясни, почему он опасен. И т. д.
Игра «Кубик безопасности»
Цель: закрепления знаний, полученных на занятиях по ОБЖ.
Материал: картонные кубики с изображением различных опасных предметов и объектов природы.
Игровые действия: Ребенок бросает кубик и рассказывает, чем опасен выпавший предмет или объект природы и правила обращения с ним.
Игра » Четвертый лишний«
Цель: Учить находить среди предметов - опасные, объяснять правила безопасного обращения с ними. Развивать внимание, логическое мышление.
Материал: набор карточек с изображением различных предметов.
Игровые действия: выбрать среди изображенных предметов - опасный и объяснить свой выбор.
Игра «Дом, в котором я живу»
Цель: закреплять знания домашнего адреса и телефона.
Материал: мяч.
Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок должен поймать и четко назвать домашний адрес, домашний телефон.
Игра » Подбери игрушку Танюшке«
Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание.
Материал: картинки с изображением различных предметов быта.
Игровые действия: ребёнок выбирает из предложенных картинок, только те на которых изображены предметы, которыми можно (нельзя) играть.
Игра «Раз, два три, что может быть опасного - найди»
Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.
Материал: картинки с изображением предметов домашнего обихода.
Игровые действия: выбрать из предложенных картинок, те на которых изображены источники опасности, объяснить свой выбор.
Игра «Внимание: природа!»
Цель: знакомить детей с опасностями, которые могут случиться с людьми на природе, что может нанести вред здоровью человека.
Материал: картинки с изображением объектов и явлений природы.
Игровые действия: выбрать явления или объект и рассказать о том, какие опасности он таит в себе.
Игра «Съедобное - несъедобное» .
Цель: закрепить представление о съедобных и несъедобных грибах (ягодах)
Материал: мяч.
Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок ловит, если гриб (ягода) съедобный, если нет, ребёнок отбивает мяч.
Игра «Пригласи Мишку в гости».
Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.
Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.
Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.
Игра «Напиши телефон спасения».
Цель: активизировать в памяти детей номера телефонов служб спасения.
Материал: карточки с цифрами «0», «1», «2», «3», картинка с изображением «скорой», «пожарной», «милиции». Счетные палочки, пластилин (для усложнения).
Игровые действия: выбрать картинку спасательной службы, «написать» телефон спасения с помощью цифр, счетных палочек, пластилина.
Игра «Хорошо - плохо».
Цель: Учить видеть объект в различных его проявлениях, развивать логическое мышление.
Игровые действия: Педагог предлагает любой объект (огонь, ножницы, топор, вода и т. д.) ребёнок должен найти его хорошие и плохие стороны.
Название: Дидактические игры по ОБЖ для старших дошкольников.
Номинация: Детский сад — Развивающие игры — Дидактические
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 66
Месторасположение: Томская область, Г. Томск
Картотека
игр по ОБЖ
Я – человек
« Умею – не умею»
Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Ведущий бросает мяч и произносит: « Я умею» или « Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он не умеет или умеет. Например: « Я умею бегать, так как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
« Угадай, кто позвал?»
Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Ведущий, стоя спиной к детям, детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
« Найди пару»
Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущением с завязанными глазами.
Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки точно такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определять на ощупь разные материалы.
« Угадай, кто это»
Цель: учить детей умению мысленно воспроизводить образ через своё видение человека.
Воспитатель выбирает одного из детей ведущим. Остальные садятся в кружок на стульчики. Ведущий должен, не называя имени, рассказать о коком – либо из детей: какой он (она), что умеет делать, какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него характер. Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первым угадает, занимает место ведущего.
« Что есть у игрушки»
Цель: воспитывать у ребёнка самоопределение, осознание своего тела и его специфических особенностей.
Оборудование: игрушки зверей, птиц, человечка, картинки с изображением разных людей.
Воспитатель предлагает ребёнку сравнить себя с той или иной игрушкой: уточкой, мишкой, клоуном, солдатиком, куклой.
Примерные ответы детей: у уточки клювик, а у меня носик; мишка лохматый, а у меня кожа гладкая; у собачки четыре лапы, а у меня две руки, две ноги. Солдатик и я - смелые, я живая, а кукла, хотя и передвигаются, но всё равно не живая.
« Мой портрет»
Цель: научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности: лица, роста, возраста.
Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши; стенд для выставки; картинки с изображением детей (разных по возрасту, росту, внешности). Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с детьми разного возраста в игровых ситуациях. Спрашивает, какими дети себя видят: большими, маленькими или не очень маленькими. Дети отвечают, показывают на пальцах, сколько им лет, говорят, какими они хотят вырасти. Воспитатель предлагает детям нарисовать самих себя, какими они хотят быть.
По рисункам детей, выставленным на фланелеграфе, пытаются угадать, кто на них изображён. Воспитатель спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, - хороший или плохой.
Если сам ты небольшой,
Но с высокою душой,
Значит твой реальный рост
Выше самых дальних звёзд.
« Кто я?»
Цель: расширить знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.
Оборудование: зеркало; предметные картинки с изображением животных, птиц.
Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).
Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.
Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?
« Садовник»
Цели: углублять представление ребёнка о самом себе; научить видеть индивидуальные особенности других людей.
Оборудование: мяч.
Дети встают в круг. Ведущий, Садовник, бросает мяч и говорит: « Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Даши». Дальше Садовник рисует словесный портрет (имя, возраст, цвет глаз), Садовником становится Даша.
« Кто как на свет появился»
Цель: закрепить представление детей о том, как появляются на свет живые существа.
Оборудование: три большие картинки с изображением яйца, икринки, бутылочки с молоком и соской; мелкие картинки с изображением людей, животных, птиц, земноводных, насекомых.
Перед детьми лежат перевёрнутые изображением вниз картинки с животными, насекомыми, земноводными, людьми. Дети выбирают любую картинку, сообщают, каким образом это существо появилось на свет. Затем совмещают маленькую картинку с
большой – с изображением яйца, икринки, бутылочки с соской (для млекопитающих).
Гигиена и этика
« Правила гигиены»
С помощью считалочки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов, мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание, обтирание.
« Эстафета»
Цель: формировать представления о предметах личной гигиены.
Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.
На столах лежат разные предметы. Дети делятся на две команды. Каждый участник подбегает к столу, выбирает предмет, необходимый для умывания, кладёт его на поднос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку.
« Ровным кругом»
Цели: уточнить знание детей о предметах личной гигиены; развивать творчество, воображение.
Оборудование: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щётки, шампуня, мочалки, полотенца,зеркала, расчёски.
Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок, исполняющий роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла), дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют.
Ровным кругом друг за другом Будем весело шагать,
Что нам мыло здесь покажет,
То и будем выполнять.
Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывают полотенце, расчёска, мочалка, шампунь.
« Пылесос»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.
Оборудование: 4 совка для мусора, 20 маленьких мячей, 4 корзины для мусора.
Ведущий разбрасывает по полу маленькие мячи, четверо детей собирают их совком без помощи рук. Пойманные мячи кладут в корзины.
«Как нужно ухаживать
за собой »
Цель:
Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.
Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
Вопросы

« Чтобы кожа была здоровой»
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей.
Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.
Картинки
Ребёнок облизывает ссадины, порезы.
Мальчик в грязном белье.
Девочка надевает чужую обувь.
« Хвастунишка»
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Расскажи о своей коже. Покажи на своё личико, свои руки, ноги и продолжи: «Моя кожа чистая, нежная, упругая, она помогает мне…»
« Определения»
Цель: научить ребёнка давать определения.
О каких предметах идёт речь? Продолжить определения.
Средство для мытья волос – это…
Однородная масса для чистки зубов – это…
Кусок ткани для вытирания лица и тела – это…
Средства для мытья рук и тела – это…
Ответы: шампунь, зубная паста, полотенце, мыло.
« Как беречь зубы»
Цель: рассказать, что полезно, что вредно для зубов.
Оборудование: два плоскостных зуба – здоровый и больной; предметные картинки с продуктами питания.
На игровом поле представлены картинки полезных и вредных для зубов продуктов питания. Дети по очереди кладут изображение больного или здорового зуба рядом с картинкой с изображением продуктов питания, объясняют свой выбор.
Я и опасные предметы
« Найди опасные предметы»
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;
- опасно одному выходить на балкон.
« Отгадай загадку по картинке»
Цели : помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование : картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Загадки
На столе, в колпаке, Да в стеклянном пузырьке Поселился дружок
Развесёлый огонёк.
(Настольная лампа)
2.Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
(Чайник)
3.Гладит всё, чего касается,
А дотронешься – кусается.
(Утюг)
4.Режет хлеб,
Намажет масло. Но помни:
Есть с него опасно!
(Нож)
5.Два конца, два кольца,
Посередине – гвоздик.
(Ножницы)
6. Всех на свете обшивает,
Что сошьёт – не надевает.
(Иголка)
Я и улица
« Нарисуй дорожный знак»
Цель: закрепить дорожные знаки.
Детям дают бумагу и карандаши. За две минуты дети должны нарисовать дорожные знаки.
« Сигналы светофора»
Цель: развивать внимание.
Ведущий показывает вразбивку сигналы светофора, при зелёном свете дети топают ногами, при жёлтом хлопают в ладоши, при красном не делают ничего.
« Мы водители»
Цель: развивать внимание.
Воспитатель даёт задание, по сигналу менять направление: влево, вправо, прямо, тормози…
Я учусь охранять свою жизнь и здоровье
« Опасно – не опасно»
Цели : учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развитии ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по
погоде, кашляет на других и т. д.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
« Скорая помощь»
Цель : закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование : картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.
« Наши помощники растения»
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.
Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.
ИГРЫ по ПДД
«Воробушки и кот»
Дети изображают воробушков. Один – «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый – «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), на желтый – прыгают на месте, на красный – замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора становятся добычей кота – выбывают из игры.
«Самый быстрый»
Каждый чертит себе кружок (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три – беги!» дети разбегаются. Ведущий произносит» Раз, два, три – в светофор беги!», и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.
«К своим флажкам»
Играющие делятся на три группы. Каждая группа образует свой круг, в центре которого находится игрок с цветными (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего:
«К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми встать в круг. Выигрывают те, кто первыми встали в ровный круг, взявшись за руки.
«Бегущий светофор».
Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый – прыгают на месте, если красный – все должны «замереть на месте» и не двигаться 15 – 20 с. Кто ошибся выходит из игры. Побеждает самый внимательный.
«Умелый пешеход».
Вариант 1. на расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся по 5 м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.
Вариант 2. Из двух шнуров делаются два круга – внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 м. нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.
«Мяч в корзину».
В 2-3 шагах от игроков ставят три корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый – в желтую, зеленый – в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.